В Ростовском музыкальном театре поставили балет "Тихий Дон. Мелехов"

На сцене Ростовского музыкального театра состоялась мировая премьера масштабной хореографической драмы "Тихий Дон. Мелехов". Работа над ней началась задолго до 120-летия Михаила Шолохова, которое вся наша страна празднует в этом году. Как рождался замысел монументального произведения?

В Ростовском музыкальном театре поставили балет "Тихий Дон. Мелехов"
© Российская Газета

Это не первое обращение ростовского театра к творчеству великого мастера. В 1975 году композитор Евгений Птичкин написал оперетту "Бабий бунт" по мотивам "Донских рассказов" Шолохова. Прошло 50 лет, и спектакль стал настоящим талисманом театра. Оперетта получила мудрое и, как всегда, ироничное благословение самого Михаила Александровича. Оригинал его резолюции находится в театральном музее.

- Великий мудрец Шолохов не сказал тогда ни да, ни нет. Он ответил: "Охотников не унимают". То есть хотите ставить - ставьте, - поделился заслуженный деятель искусств России, художественный руководитель музыкального театра Вячеслав Кущев. - Так в афише появился "Бабий бунт", который потом успешно ставился по всему Советскому Союзу. Большие надежды мы связываем и со спектаклем "Тихий Дон. Мелехов". Я надеюсь, что ему уготована счастливая судьба.

Но если оперетта "Бабий бунт" получила благословение самого Шолохова, то как с балетом? Рассказывает профессор Ростовской консерватории имени Сергея Рахманинова Леонид Клиничев, написавший музыку к хореографической драме:

- "Тихий Дон" был настольной книгой моих родителей. Но от меня ее прятали, считали, что я еще слишком мал. Где-то с восьмого класса разрешали читать, и с тех пор я заболел этим романом. В Москве, будучи аспирантом консерватории, посмотрел "Спартак" в постановке Юрия Григоровича в Большом театре. Успех грандиозный! Я был ошарашен зрелищем. Это произведение показало, что большие литературные темы стали использовать для либретто. Сергей Прокофьев, Родион Щедрин - они писали такие балеты. С 1969 года вместе со студентами Ростовской консерватории я ездил по Дону в фольклорные экспедиции, записывал казачьи песни. В результате собрал все песни, которые упоминаются в романе. Сначала у меня возникла идея оперы, потом концепция изменилась. Я стал мечтать о балете, в основе которого был бы "Тихий Дон".

Когда идея окончательно созрела, Клиничев обратился к знаменитому военному оператору Леону Борисовичу Мазрухе с просьбой задать Шолохову очень важный вопрос - можно ли приступить к работе над балетом. А надо сказать, что Михаил Александрович сниматься не любил и, если все-таки соглашался, то доверял только Леону Мазрухе. Как-то раз после майских праздников Шолохов пригласил оператора на несколько дней в гости.

- Гуляя по саду с писателем, Леон Борисович задал ему мой вопрос, - вспоминает Клиничев. - Шолохов долго-долго курил трубку. Наконец, ответил: "И такое бывает...". Мазрухо вернулся в Ростов и сказал: "Пишите!"

Итак, благословение Михаила Александровича у спектакля есть. Впервые его поставили в 1987 году в Ленинграде. Ростовский творческий коллектив нашел свое решение. От идеи объять необъятное решили отказаться: если силами кинематографа или драматического театра полноценно охватить содержание "Тихого Дона" еще представляется возможным, то в современном музыкальном театре - увы, нет. Создатели спектакля пошли иным путем.

Самым важным при этом стала символика гениальной книги: родная земля, Дон, отчий дом, семья, возвращение к истокам. Значимость этих образов считывается на бессознательном уровне. От их воплощения, символического пространства, напоминающего о цикличности мирового порядка, и оттолкнулись постановщики. Балет - не механическое воспроизведение событий, а попытка всмотреться в мифологический культурный код, которым является "Тихий Дон". Это сделано сквозь призму воспоминаний Григория Мелехова о жизни, изломанной страшными событиями, происходившими в нашей стране. Фамилию главного героя вынесли в название спектакля, обозначив осознанное "сужение" содержания книги, затронувшей судьбы около 600 персонажей со своими характерами и взаимоотношениями.

Удалось ли в течение всего трех часов донести со сцены смысл и дух эпохального четырехтомного романа? Каждый зритель, наверное, даст свой ответ на этот вопрос, но одно безусловно - равнодушным не останется никто.

Новый спектакль - синтез различных видов искусства, включая балет, хор и миманс. В основе, конечно, пронзительная музыка Леонида Клиничева, звучит молитва "Отче наш", гимн Российской империи, казачьи мотивы. Использована документальная хроника Первой мировой и Гражданской войн. На большом экране сменяют друг друга старые фотографии казаков и казачек, кадры кинохроники, а на световом табло появляются цитаты из "Тихого Дона". Хореография построена так, что включена вся балетная труппа. На сцене будет плюс-минус 300 человек, в одних эпизодах чуть меньше, в других чуть больше. Задействованы три состава артистов без привлечения приглашенных исполнителей. Интересно решена сценография: мифический круговорот, в котором появляется Дон-батюшка, безжалостное колесо истории перемалывает время и человеческие судьбы... Впечатление мощное, трагическое. Постановка очень современная, ее оценят не только настоящие театралы, но и те, кому еще только предстоит соприкоснуться с настоящим искусством. Творческий коллектив смог решить, возможно, одну из самых злободневных задач - заинтересовать молодежь сложными произведениями. Все три часа зритель находится в колоссальном напряжении, идет большая умственная работа. Спектакль предлагает поразмышлять о связи поколений, о войне и мире, о ценности человеческой жизни в горниле перемен, а это непростые темы.

Надеемся, что главную мысль расшифруют все. Ее метко сформулировал Вячеслав Кущев: "При любых обстоятельствах, поворотах судьбы, исторических коллизиях и противоречиях важно оставаться Человеком".