При поступлении в колледж 63% абитуриентов знают, куда пойдут работать

Институт развития профессионального образования представил результаты исследования, в котором участвовали представители ведущих работодателей страны из высокотехнологичных отраслей: машиностроения, энергетики, фармацевтики, космических технологий. Они поделились своими представлениями о развитии среднего профобразования (СПО) в России, о его преимуществах и проблемах.

При поступлении в колледж 63% абитуриентов знают, куда пойдут работать
© Российская Газета

Отмечается: выбор молодых людей в пользу среднего профобразования стал более осознанным - 63% студентов, поступая в колледж, уже знают, куда пойдут работать, а почти 70% четверокурсников уже имеют опыт работы по специальности.

Среди преимуществ системы СПО работодатели выделили высокую степень открытости и готовности колледжей оперативно реагировать на запросы рынка труда. Гибкость системы позволяет быстро менять образовательные программы в зависимости от потребностей работодателей.

Также в плюсы записали более короткий срок обучения по сравнению с высшим образованием: нужные специалисты попадают на рынок труда быстрее. Обилие практики - тоже большой плюс. СПО становится самостоятельным и ценным уровнем образования, хотя некоторые работодатели все же видят его как начальный этап, после которого следует получение высшего образования.

"Что мы увидели по результатам исследования? Потребность в выпускниках колледжей будет только расти, работодатели готовы платить им достойные зарплаты, престиж среднего профессионального образования в глазах работодателей растет", - прокомментировал ректор ИРПО Сергей Кожевников.

Работодатели, принявшие участие в опросе, в основном имеют богатый опыт работы с колледжами и подчеркивают: именно длительность совместной работы играет важную роль и дает результат.

"В течение 10 лет мы просто бились в одну точку. Бились, настраивали, коммуницировали, и у нас все получилось", - делится один из респондентов, заместитель технического директора компании из сферы автомобилестроения.

Но, как говорят работодатели, важно не просто наладить эффективное взаимодействие между организациями. Необходимо воздействовать непосредственно на студента, заинтересовать его.

"Наиболее эффективный подход здесь - это встраивание в систему образования. Так как на то, чтобы студент подошел и сказал: "Я хочу попробовать поработать" - нужно минимум полгода. Мы засекали. Полгода надо встречаться на занятиях. Просто прийти, помахать флажками, как это было раньше, и ожидать, что студенты, сбивая столы и стулья, ринутся к тебе на трудоустройство, как минимум наивно и глупо", - считает один из экспертов.

Выпускников колледжей ждут на предприятиях - это факт. Но также факт, что определенный процент выпускников не идет работать по полученной специальности. Поэтому работодатели понимают: в условиях острого дефицита кадров и конкуренции работать с молодежью надо начинать сразу с первого курса.

"Мы должны его забрать к себе уже с первого курса. Вот чем отличается сейчас взаимодействие работодателя и колледжа, потому что молодые головы еще не очень четко настроены, где работать и так далее. А мы должны их сразу влюбить в себя и "заточить" под себя, - говорит еще один участник исследования заместитель гендиректора по управлению персоналом и общим вопросам компании из сферы техники и технологий. - Это очень важно. Раньше такой потребности у работодателей никогда не было".