Рамблер
Все новости
В миреФильмы и сериалыФутболНовости МосквыОтдых в РоссииХоккейПолитикаОтдых за границейЕдаОбществоАктерыЛайфхакиПроисшествияКрасотаЛичный опытПсихологияНаука и техникаШоу-бизнесЭкономикаТрендыВоенные новостиКомпанииАналитикаЛичный счетИгрыНедвижимостьДетиФигурное катаниеДом и садЛетние виды спорта
Личные финансы
Женский
Кино
Спорт
Aвто
Развлечения и отдых
Здоровье
Путешествия
Помощь
Полная версия

Великий комбинатор: ростовский скульптор закончил работу над образом Остапа Бендера

Ростов-на-Дону, 4 июня 2025. DON24.RU. Ростовский скульптор Олег Кукушкин закончил работу над образом Остапа Бендера — великого комбинатора, который сошел со страниц авантюрного романа и зажил собственной жизнью. Корреспондент газеты «Молот» задумался: что связывает писателей Ильфа и Петрова с донским краем? Оказалось, что таких фактов немало. Последний полёт Прямой биографический эпизод: Евгений Петров (Катаев) трагически погиб в Ростовской области летом 1942 года. Будучи военкором «Красной звезды», он вылетел в Москву после командировки в осажденный Севастополь. 2 июля самолет «Дуглас», пытаясь уйти на малой высоте от немецкого истребителя, врезался в степной холм. Евгений Петрович похоронен неподалеку от места гибели, в слободе Маньково-Калитвенское Чертковского района. На главной площади слободы установлен памятник из розового гранита. Он признан объектом культурного наследия федерального значения. В 1920–1930-х годах в журналистских командировках на Кавказ Ильф и Петров никак не могли миновать Ростов. В романе «12 стульев» (1928 г.) рассказывается о похождениях провинциального священника Федора Вострикова. Узнав о кладе в стульях, отец Федор отправляется на поиски сокровища наперегонки с Остапом Бендером. Он выясняет, что один из стульев был куплен инженером Брунсом. В попытках напасть на его след, отец Федор приезжает в Ростов и обращается в адресное бюро «Ростгорсправка». Такое бюро действительно существовало, располагалось на первом этаже доходного дома Кисина и Фроймовича (ул. Московская, 72). Таким образом, Ильф и Петров вплели в художественный текст достоверную деталь, увековечив в литературе городскую службу. Картуз сдуло! Ростовский эпизод подается в комедийном ключе — в виде письма, которое отец Федор пишет жене из Ростова. Священник делится своими впечатлениями о городе. Он пишет, что побывал на заводе «Новостройцемент», где раньше служил Брунс, и выяснил, что инженера год назад переманили в бакинский трест «Азнефть». Далее отец Федор жалуется на жизнь в столице Дона: «Дороговизна в Ростове ужасная. За номер в гостинице уплатил 2 руб. 25 коп. Пальто ношу на руке. В номере боюсь оставить — того и гляди украдут. Народ здесь бедовый». Жаркий южный город ему не по душе, о чем он откровенно пишет супруге: «Не нравится мне город Ростов. По количеству народонаселения и по своему географическому положению он значительно уступает Харькову». Такая нелестная характеристика города, конечно, является элементом сатиры. Герой — человек ограниченный и раздраженный неудачами — вымещает досаду на Ростове, критически сравнивая его с любимым Харьковом. Тем не менее в письме отец Федор признается, что любовался «тихим Доном» с моста, пока порыв ветра не сорвал и не унес в реку его картуз (пришлось купить «английский кепи за 2 руб. 30 коп.»). Этот комический эпизод отсылает к знаменитому образу реки Дон, важному для ростовской идентичности. В итоге отец Федор покидает наш город с последними деньгами, отправляясь дальше: «До Баку денег хватит. Оттуда, в случае удачи, телеграфирую». Кстати, мост через Дон в 1920-е годы был наплавным (разводился для проводки судов) и располагался в створе Буденновского проспекта. Так страницы романа запечатлели Ростов 1920-х годов — шумный южный город с дорогими номерами, степными ветрами и вороватым людом. А упоминание реальных предприятий и организаций добавляет повествованию достоверности. За длинным рублём Во втором совместном романе Ильфа и Петрова — «Золотой теленок» (1931 г.) Остап Бендер кочует по разным уголкам СССР в погоне за подпольным миллионером Корейко. Хотя Ростов не является местом действия, он мелькнул на страницах книги. В XIV главе романа можно прочесть: «В поезде на верхней полке храпел инженер Талмудовский, кативший из Харькова в Ростов, куда манил его лучший оклад жалованья». Таким образом, Ростов упомянут как привлекательный для инженеров промышленный центр, куда едут за «длинным рублем». Короткое, но примечательное указание отражает статус Ростова в 1930-е годы как одного из важных экономических центров юга СССР. Хотя больше никаких событий в книге с Ростовом не связано, сам факт упоминания говорит о том, что для читателей того времени город был на слуху. Дом с ангелами Доходный дом Кисина и Фроймовича на улице Московской, 72, о котором шла речь, оброс местными легендами. Само здание — яркий памятник эклектичной архитектуры начала XX века, украшенный лепными ангелочками (отсюда народное название — «Дом с ангелами»). Экскурсоводы указывают на этот полуразрушенный особняк как на «Дом из «12 стульев», говоря «в этом доме Остап Бендер не был, зато побывал отец Федор». В 2019 году, к 270-летию Ростова, городские власти заявили о планах создать музей истории именно в особняке на Московской, 72, — благодаря его литературной славе. Хотя окончательное решение затянулось (здание аварийное и требует реставрации), идея примечательна сама по себе: Ростов желает подчеркнуть связь своего прошлого с классикой литературы. Пока музей не создан, дом законсервирован от разрушения. Но его историческая ценность признана еще в 1998 году, когда особняк получил статус объекта культурного наследия регионального значения. Шоу в трамвае По мотивам романа «12 стульев» в Ростове много раз ставились спектакли и мюзиклы. Особенно оригинально подошли к теме городские экскурсоводы. В 2024 году в Ростове стартовал проект «Городские легенды» — театрализованная экскурсия в трамвае, где пассажиров развлекали актеры в образах известных исторических личностей Ростова начала XX века. Среди персонажей этого иммерсивного спектакля (о нем рассказывал «Молот») нашлось место и герою Ильфа и Петрова отцу Федору, наряду с драматургом Евгением Шварцем, психоаналитиком Сабиной Шпильрейн и другими историческими фигурами. Этот креативный экскурсионный формат показывает, насколько бережно и с юмором в Ростове сохраняют память о героях Ильфа и Петрова. Скульптура отлита в мастерской Андрея Дементьева для частной коллекции. В Ростове нет памятника Остапу Бендеру, как, скажем, в Москве, Пятигорске или Элисте, но образ великого комбинатора живет в народной памяти и городском фольклоре. Ростов по праву считается частью литературной географии. Донская земля, навек принявшая одного из авторов романа, упрочила эту связь. И самое главное — герои бессмертных романов полюбились ростовчанам, они считают их своими. Поэтому произведение скульптора Олега Кукушкина — Остап Бендер, присевший на знаменитые стулья, — вполне закономерно появилось у нас на Дону.