В Петербурге готовятся ввести ограничения на работу иностранцев

С 1 июля 2025 года в Санкт-Петербурге могут запретить иностранным гражданам, которым для легальной трудовой деятельности в РФ необходим патент, работать в такси и службах доставки. Введение такого запрета, по мнению чиновников, не нанесет ущерба городской экономике и может стать моделью для дальнейшего регулирования рынка труда и миграции.

В Петербурге готовятся ввести ограничения на работу иностранцев
© Российская Газета

Предложения об ограничениях содержатся в проекте постановления губернатора Санкт-Петербурга, опубликованном на сайте Смольного для антикоррупционной экспертизы. Она должна завершиться 12 июня, после чего документ могут вынести на рассмотрение городского правительства. Кстати, его содержание не сводится к указанному запрету, но призвано в целом упорядочить и взять под контроль деятельность в сфере таксомоторной и курьерской доставки.

Но все-таки самым главным решением, если оно будет принято, станет запрет для иностранных граждан с патентами на трудовую деятельность - то есть из стран, не входящих в ЕАЭС, - управлять в Петербурге легковым такси и арендованными легковыми автомобилями с водителем, а также осуществлять любую курьерскую деятельность, пешую или на транспорте, в том числе доставку еды на дом. Пока предлагается установить такой запрет с 1 июля до конца 2025 года. Однако до 1 ноября городской комитет по труду и занятости населения должен представить губернатору предложения об установлении на 2026 год запретов на привлечение иностранных работников по отдельным видам экономической деятельности. То есть перечень таких работ может быть изменен в ту или другую сторону.

После появления проекта документа прозвучали прогнозы о грядущем кадровом голоде и росте цен в отраслях, где предполагается ограничить работу иностранцев. Особенно громко эти опасения высказывались в отношении такси. Действительно ли эта сфера сегодня критически зависима от водителей из таких стран, как Узбекистан и Таджикистан, которых в первую очередь коснутся новые правила работы в Петербурге?

Никакой катастрофы в такси не будет, уверен заместитель председателя комиссии Общественной палаты РФ по безопасности и взаимодействию с ОНК, автоэксперт и правозащитник Александр Холодов. Он напомнил, что в таксомоторных перевозках и так уже запрещено работать лицам, не имеющим водительских удостоверений российского образца. У подавляющего большинства трудовых мигрантов из указанных стран их нет, а получение для тех, кто плохо владеет русским языком и не знает российских ПДД, практически невозможно. "Есть какие-то единицы граждан, которые получили российские права, но это скорее исключение", - отмечает собеседник "РГ".

В то же время проводимые правоохранителями рейды регулярно выявляют лиц, не имеющих разрешений на работу в такси. Как правило, такие "бомбилы" никак не связаны с агрегаторами и таксопарками, ищут клиентов в местах скопления людей - у вокзалов, конечных станций метро, рынков, а также вблизи злачных мест. Для подобных нарушителей, не выполняющих уже действующие требования закона, добавление еще одного запрета ничего не меняет.

Что касается курьерской доставки, то и здесь недопуск граждан ряда стран СНГ к легальной работе не вызовет потрясений. Просто потому, что сегодня большинство курьеров-иностранцев и так находятся в "серой зоне" и от ужесточения регулирования им ни холодно ни жарко. По словам Холодова, схема устроена так: легализовавшийся в России иностранец, имеющий все необходимые документы на проживание и работу или даже паспорт гражданина РФ, в качестве самозанятого или ИП заключает договор на оказание услуг по доставке с логистической компанией - за процент от суммы заказа или фиксированную сумму. Но сама доставка фактически выполняется его соотечественниками, многие из которых находятся в РФ нелегально. С компанией они никаких отношений не имеют, на работу их никто не оформляет.

"Он берет пакеты, требования выполняет. У него идентификационный номер есть? Есть. У компании претензии есть? Нет. А кто там дальше бегает с этими пакетами, ездит или что-то делает, ей неважно", - говорит Александр Холодов. Он подчеркивает, что компании по доставке отказались от официального оформления курьеров именно потому, что не хотят за них отвечать. Им гораздо проще иметь дело с подрядчиками, которые обеспечивают конечный результат собственными методами.

В целом эксперт считает предлагаемые ограничения для таксистов и курьеров "мертворожденными", но полезными в качестве тестирования новой юридической конструкции, позволяющей точечно регулировать рынок труда в зависимости от кадровой и миграционной ситуации. Как уже сказано, в дальнейшем в список запретных для иностранцев могут быть добавлены иные виды деятельности, чтобы открыть новые рабочие места для российских граждан и выходцев из стран, более тесно связанных с Россией. А уже попавшие в перечень профессии могут быть оттуда исключены. Холодов предположил, что на первые полгода могли быть специально выбраны те сферы, ограничения в которых на экономику города никак не повлияют, чтобы опробовать новый механизм.

Иностранцев в доставке и такси смогут заменить студенты и местные водители

По данным главы комиссии Заксобрания Петербурга по транспорту Алексея Цивилева, в городе сегодня выполняют заказы клиентов около 25-27 тысяч таксистов и порядка 14 тысяч курьеров. По самым скромным оценкам, иностранцы занимают около половины этих рабочих мест - точной статистики не существует.

"Контроль за этим сектором до сих пор крайне слаб. Еще год назад хотя бы часть мигрантов была формально трудоустроена в компаниях. Теперь большинство оформлены как самозанятые с минимальной налоговой нагрузкой и практически отсутствующим контролем. Сегодня никто не знает, кто именно придет на смену - человек с сумкой может быть кем угодно", - подтверждает парламентарий оценку общественника.

По мнению Цивилева, предлагаемые Смольным меры - шаг в правильном направлении и не стоит пугать людей кадровым дефицитом. В курьерской доставке на смену мигрантам могут быстро прийти студенты, для которых открывшаяся ниша станет доступной и полезной подработкой. Ситуация с водителями более сложная, поэтому город обязан заранее запускать меры поддержки городских служб такси. "Могут быть риски, которые мы не предусмотрим. Но изначально именно государство и должно задавать условия и правила работы в городе - и жестко со всех требовать их выполнения", - подчеркивает депутат.