Тупик близко? Есть ли будущее у нижегородских электричек — расследование «В городе N»

Тупик близко? Есть ли будущее у нижегородских электричек — расследование «В городе N»
© В городе N

Многие нижегородцы считают электрички самым удобным способом перемещения по области. Рельсовый транспорт позволяет без пробок добраться до места назначения за приемлемую цену, а неудобные холодные вагоны с деревянными сидениями уже уходят в прошлое, их постепенно заменяют современные поезда.

Но так ли хороши нижегородские электрички? С какими проблемами могут столкнуться пассажиры, путешествуя этим видом транспорта? В ситуации разбиралась корреспондент ИА «В городе N», которая лично протестировала работу нескольких электропоездов и поговорила с экспертом.

Одним из самых популярных маршрутов пригородного рельсового транспорта является путь между Нижним Новгородом и Дзержинском. Многие жители города химиков ежедневно ездят на электричках на работу или учебу в областной центр. Именно этот маршрут мы решили протестировать первым.

Помимо состояния самих электричек, корреспондент ИА «В городе N» намеревалась также оценить удобство покупки билетов и навигацию на вокзалах. Сможет ли сориентироваться здесь человек, который решил поехать на электричке впервые? В этом плане в Нижнем Новгороде все прошло гладко. Пригородные кассы удалось найти сразу благодаря огромным буквам на вывеске. Внутри чисто, работают больше десятка окошек, вежливый персонал и никаких очередей в 9 часов утра.

Правда, пассажиры, которые часто пользуются пригородными поездами, отметили, что толпы периодически возникают. Обычно это бывает в часы пик по вечерам, когда многие возвращаются с работы домой, а также по выходным во время дачного сезона — на пути в Дзержинск много поселков, куда горожане ездят на свои садовые участки. Тем более потом электричка идет дальше — до Гороховца. Впрочем, те, кому не полагается льготный билет, могут не стоять в очереди в кассу и воспользоваться терминалами — их здесь несколько.

Электричку объявили и подали за 20 минут до отправления, и в этом тоже есть плюс. Все успевают, не торопясь, добраться до нужной платформы и не создавать толпы на входе. В других городах нередки случаи, когда электричка приходит за 1-2 минуты, и ожидающие ее люди берут вагоны буквально штурмом, чтобы успеть занять сидячие места. Здесь такого нет, да и народа с утра немного. Часть сидений заняты, но можно без проблем найти и свободные.

Сама электричка не новая, но выглядит неплохо. Такие поезда серии ЭД9Е выпускались до 2016 года, то есть, ей как минимум, почти десяток лет. Сидения, поручни и другие элементы местами потерты, кое-где облезла краска. Туалет кажется не слишком чистым, ощущается неприятный запах, нет бумаги и мыла, зато есть приспособления для маломобильных граждан.

Но главный минус — это жуткая жара и духота, несмотря на то, что все окна в вагонах были открыты. Табло в салоне показывало +35 градусов. Вообще системы кондиционирования в данных моделях электричек предусмотрены, но, по всей видимости, они уже не работают. Когда поезд набрал скорость, стало прохладнее, но ненамного. Пассажиры вздыхали с облегчением, выходя на платформу — на улице «всего» +30.

Проблем с покупкой билета в Дзержинске тоже не возникло. Есть и кассы, и терминалы, найти нужную платформу не составит труда. Также можно обратиться к сотрудникам вокзала, которые всегда готовы помочь. Правда, к окошку кассы выстроилась небольшая очередь. Но приобрести билет в терминале можно было абсолютно свободно.

В обратный путь из Дзержинска до Нижнего Новгорода корреспондент ИА «В городе N» отправилась на современной электричке ЭП3Д. Напомним, такие поезда впервые появились в нашем регионе в конце 2018 года. Железнодорожники называют их «электричками нового поколения». Сейчас таких поездов стало больше, и они постепенно вытесняют старые. Составы оборудованы системами кондиционирования, обеззараживания воздуха и климат-контроля, удобными креслами, USB-разъемами для зарядки гаджетов и большими полками для багажа. Есть даже крепления для велосипедов.

Безусловно, новая электричка оказалась более комфортной. В вагонах чисто, сидения удобные. В тамбурах установлены контейнеры для раздельного сбора мусора. Даже уборная выглядит вполне достойно: запах почти не ощущается, есть мыло и туалетная бумага. Правда, дверь заедала, и чтобы открыть ее и заглянуть внутрь, пришлось прибегнуть к помощи стоящего рядом мужчины.

Но надо было такому случиться, что именно в том вагоне, где ехала корреспондент ИА «В городе N», не работал кондиционер. При этом в остальных все было исправно. Пассажирам пришлось открывать окна, чтобы температура воздуха в вагоне стала более или менее комфортной.

Следующим пунктом назначения был выбран Семенов. К середине дня людей в кассовом зале на Московском вокзале прибавилось, все сидячие места были заняты, но билеты по-прежнему можно было купить без очередей.

За 20 минут до отправления в Семенов тоже подали «электричку нового поколения» ЭП3Д — идентичную той, на которой корреспондент ехала из Дзержинска. Температура воздуха в вагоне сначала была комфортной, но радость оказалась преждевременной. Где-то на полпути кондиционер либо сломался, либо его отключили. Пассажиры снова были вынуждены открывать окна, чтобы не задохнуться.

Также некоторые жаловались на то, что остановки объявляют слишком тихо и невнятно. Одна пенсионерка из-за этого даже проехала свою станцию.

Кроме того, электричка прибыла в Семенов на четыре минуты позднее указанного времени. Возможно, это не так много, но для тех, кому надо ехать дальше, и все стыковки рассчитаны до секунды, опоздание могло стать критичным. Из-за этого корреспондент ИА «В городе N», планировавшая уехать обратно на электричке, отправляющейся через 10 минут, была вынуждена ждать следующей, так как время на то, чтобы осмотреться на вокзале, купить билет и вернуться на платформу, сократилось почти вдвое, и шести минут на все эти операции не хватило.

К состоянию самих вагонов претензий не было. Кое-где на стеклах и стенах можно было увидеть обрывки объявлений, но ни грязи, ни мусора, в туалете тоже все прилично.

Вокзал в Семенове небольшой и сориентироваться тем, кто там впервые, тоже нетрудно. Правда, один терминал для покупки билетов не работал, но можно было воспользоваться тремя остальными или кассой.

В обратный путь также подали новую электричку, и эта поездка оказалась просто идеальной. В вагонах чистота, кондиционер работал исправно, остановки объявляли громко и четко, к туалетам тоже никаких нареканий, да и USB-зарядка пришлась весьма кстати, так как телефон за время всех поездок уже нуждался в ней. Кстати, и прибыла на Московский вокзал эта электричка на две минуты раньше, чем было указано в расписании — тоже приятный бонус.

Далее корреспондент ИА «В городе N» проверила работу так называемой городской электрички, соединяющей проспект Гагарина с Московском вокзалом. Напомним, ее запустили в 2018 году, чтобы пассажиры могли без пробок добираться из одной точки Нижнего Новгорода в другую. Сейчас маршрут городской электрички продлен до Моховых гор на Бору.

Конечная станция «Мыза (проспект Гагарина)» представляет собой просто платформу с небольшим павильоном, несколькими скамейками для ожидания и расписанием на столбе. Никаких касс или терминалов тут не предусмотрено. После безуспешных поисков пришлось обратиться с вопросом к попутчикам. Они подсказали, что билет можно купить прямо в вагоне у контролера.

За 10 минут до отправления прибыла электричка серии ЭД9Е — это не новая модель, как упоминалось выше. Правда, никаких контролеров в вагонах не было. Они появились только после того, как электричка проехала Московский вокзал. Однако многие пассажиры выходили раньше, на станциях в пути следования поезда. Они могли либо купить билет через мобильное приложение, либо… вовсе не платить. Конечно, для «зайцев» это только плюс, но не для транспортной компании, которая из-за этого ежедневно недополучает тысячи рублей. За год накопилась бы внушительная сумма, которую можно было потратить на обновление тех же электричек.

Сам вагон внутри выглядит несколько «уставшим», местами видны потертости и облезшая краска. Кое-где можно увидеть мусор, оставленный недобросовестным пассажирами. Никаких зарядок для телефонов, как в ЭП3Д, под сидениями не предусмотрено. Но в целом состояние вагонов можно было оценить, как удовлетворительное. Во всяком случае, температура внутри была комфортной, остановки объявляли внятно.

Словом, все было более или менее нормально до тех пор, пока корреспондент ИА «В городе N» не решила заглянуть в туалет. Он был действительно ужасен: на полу лужи, смыв не работает, мыло и бумага отсутствуют, запах соответствующий. Кроме того, входная дверь была сломана и не закрывалась.

Немало вопросов у пассажиров возникает и к расписанию этой электрички. Первый поезд от проспекта Гагарина отправляется в 6:40 — именно на нем ехала корреспондент ИА «В городе N», и вагоны были почти пустыми. Следующий уходит в 7:32, а потом — большой перерыв до 15:20. Последняя электричка с Мызы до Моховых гор отправляется в 16:11. То есть, всего их четыре.

Кроме того, путь до Московского вокзала с проспекта Гагарина занимает больше часа. Даже в условиях пробок быстрее добраться на личном автомобиле или на автобусе, ведь наземный транспорт ходит намного чаще. А до Моховых гор дорога занимает более двух часов. Проще доехать на автобусе до канатки и добраться до Бора на ней — разница в цене получится незначительной, а экономия времени — существенной. Тем более рано утром и днем, когда ходят эти электрички, пробки на дорогах бывают редко. Все это ставит под сомнение удобство данного транспорта для большинства нижегородцев. Хотя электричкой активно пользуются жители Приокского района, имеющие дачи в Сартакове или Кудьме. Также на ней можно добраться в Стригино. Хорошим подспорьем она является и для жителей «Окского берега», где еще не так развито автобусное сообщение. Но для большинства единственная городская электричка абсолютно бесполезна.

С выводами корреспондента ИА «В городе N» согласился и транспортный эксперт Сергей Кузин. По его словам, нижегородские электрички отстали от времени и не предоставляют пассажирам надлежащие по эффективности маршруты.

Полотно было проложено достаточно давно с учетом перспективного развития города на тот момент. Но с тех пор скорости передвижения существенно изменились. По сути, сейчас с точки зрения развития города, электрички никак не помогают. Можно сказать, они просто отсутствуют, — отметил он.

Существующий маршрут от Мызы до Московского вокзала эксперт назвал абсурдным, так как расстояние, которое преодолевает эта электричка в несколько раз больше, чем путь на автомобильном транспорте.

Это просто неэффективно. Пользоваться данным маршрутом могут единицы. Надо объехать весь Нижний Новгород вокруг, что и дорого, и невыгодно как для пассажиров, так и для перевозчика. Это просто наследие прошлого, которое осталось в виде железнодорожных путей, и я думаю, что через какое-то время данный маршрут уйдет в небытие, — считает наш собеседник.

При этом Кузин добавил, что на некоторых направлениях по Нижегородской области электрички полезны, но есть и места, где их не хватает, особенно на юге региона.

Маршруты там достаточно неэффективны, в некоторые населенные пункты нет прямых электропоездов, — сказал эксперт.

Говоря о дальнейшем развитии сети электричек, в том числе городских, Сергей Кузин заявил, что сейчас это практически невозможно в условиях плотности текущей современной застройки.

В городе речь может идти только о наземном электротранспорте в формате трамвайных составов до четырех вагонов — их уже можно назвать маленькими электричками. Но они работают по другим принципам. Все-таки электрички подразумевают иные интервалы движения и задачи, — констатировал Сергей Кузин.

Эксперт считает, что проложить пути для трамвайных составов можно по всему городу, но при разработке транспортной схемы этому вопросу не было уделено внимание.

Рельсовые маршруты давно признаны в мире, как основное развитие транспортной схемы любого мегаполиса. Это единственное, что может удержать его в компактных рамках и позволить пассажирам отказаться от личных автомобилей. Но для этого нужно было создать каркас из веток наземного электротранспорта, используя и существующую сеть, и у нас бы получилось то, чего сейчас не хватает. Сейчас деньги просто «закапываются» в перекладку трамвайных путей. Сеть абсолютно не развивается, и большинство нижегородцев все же выбирает автомобильный транспорт. В данный момент это уже не имеет смысла, так как в существующей экономической ситуации мы больше не увидим федеральных денег в таком объеме, а те, что поступили, уже израсходованы, — сказал Кузин.

Обновление подвижного состава пригородного электротранспорта эксперт оценил положительно, но отметил, что это не решит всех проблем.

У нас просто перенимают московский опыт, но с нижегородским он никак не связан. В столице в пригородном электротранспорте огромные пассажиропотоки, так как люди ежедневно утром отправляются из области на работу, а вечером возвращаются домой. Но в Нижнем Новгороде электричками в основном пользуются дачники, которые едут на свои приусадебные участки. Обычно это пенсионеры, то есть, целевая аудитория в Москве и у нас абсолютно разная, и запросы, соответственно, тоже, — пояснил Сергей Кузин.

Перспектив дальнейшего развития данного вида транспорта эксперт не видит, так как для этого нет условий.

Прогноз давно не оптимистичный, и обстоятельств для того, чтобы его хотя бы немного сдвинуть в положительную плоскость, не предвидится. Электрички сегодня — это узконишевой вид транспорта, интересный лишь небольшому количеству людей, в том числе и из-за того, что пока автомобили превосходят их по всем параметрам. Сейчас они гораздо доступнее, а развитие пригородных поселков базируется именно на автодорогах. И единственный способ добраться туда для абсолютного большинства нижегородцев — это личный транспорт. Даже автобусы пользуются не такой популярностью, так как от основных магистралей до индивидуальных домов и участков приходится идти еще несколько километров, как и от станций, где останавливаются электрички. А это может себе позволить не каждый, — заключил Сергей Кузин.

Впрочем, нельзя сказать, что для развития сети пригородных электричек в регионе вообще ничего не делается. Регулярно назначаются новые маршруты, позволяющие добираться до места назначения без пересадок, расписание периодически меняется для удобства пассажиров, ремонтируются пути. Также есть большие планы по развитию сообщения «Мыза — Кстово».

Конечно, обновляется и подвижной состав. Многие пассажиры отмечают, что сегодня электрички — это уже не те «убитые» поезда, курсирующие 10 — 15 лет назад, а современный комфортный транспорт. Но заменить автомобили и автобусы в полной мере они пока не способны, а что будет дальше — покажет время.

Ранее сообщалось, что дополнительные электрички Нижний Новгород — Моховые горы будут курсировать до ноября.