В мир фантазий на кляче и с кочергой. Сказка для взрослых на омской сцене

В "Пятом театре" показали "Дон Кихота". Делимся своими мыслями о премьере спектакля-мифа про фантазёра и рыцаря из испанского романа. В разрушенном замке живёт полуслепой старик. Его кладовые пусты, а всё состояние он истратил на рыцарские романы. Они мёртвым грузом лежат в холщовых мешках и только расстраивают больное воображение дворянина, как считает его шебутная служанка. Его чистое и мечтательное сердце больше не в силах выносить всё зло, каким наполнен мир. И аристократ Алонсо становится "хитроумным идальго Дон Кихотом Ламанчским". Так из-под пера испанского писателя Мигеля де Сервантеса вышел нелепый, но великий рыцарь, поборник зла и защитник угнетённых и отчаявшихся. Его имя стало нарицательным, а образ - архетипом. Кем же был Дон Кихот на самом деле - безумцем, фантазёром или благородным человеком? Почему миф о нём до сих пор продолжает тревожить умы людей? Не от того ли это, что частичка донкихотства живёт в каждом из нас? В этом постарался разобраться "Пятый театр", создав постановку "Дон Кихот" (16+) по пьесе драматурга Светланы Баженовой. Она была написана по мотивам романа Сервантеса и создана специально для актёров театра. Режиссёр постановки - Людмила Исмайлова. Премьера состоялась 31 мая. - Мы пытаемся разобраться, как так вышло, что Дон Кихот остался в веках. Сервантес написал какую-то пародию на рыцарские романы, но почему эта история стала какой-то легендой? Почему люди стали что-то дописывать к этой истории, додумывать, почему Дон Кихот стал нарицательным именем. Мы совершаем попытку исследования феномена этого литературного персонажа, - поделилась с корреспондентом "Омск Здесь" главный режиссёр "Пятого театра" Людмила Исмайлова. Дмитрий Макаров Без гроша в кармане, забыв своё старое имя, Дон Кихот Ламанчский в исполнении Дмитрия Макарова отправляется на поиски приключений. Он считает, что его священная миссия - очистить этот мир от всего, что крадёт с лиц людей улыбку. Он вооружается кочергой, в которой видит острое копьё, и садится на свою клячу. В его воображении она - смелейший скакун Росинант, а на деле вообще обшарпанная лестница и крестьянская коса. И так он отправляется на подвиги. - Существует какой-то устоявшийся стереотип о Дон Кихоте. Многие считают его просто безумцем. И это не лишено смысла. Вообще, по роману в сюжете столько кровищи и грязи - творится средневековый ужас, который в театре и кино нивелируется, и остаётся образ только классического дедушки-дурочка. Это не беспомощный дедушка, но сформировался такой миф людьми, которые, скорее всего, и произведение-то не читали, но знают, как должен выглядеть Дон Кихот, - рассказал "Омск Здесь" исполнитель роли Дон Кихота Дмитрий Макаров. Но главное оружие Дон Кихота - это мечта и буйная фантазия. В сердце старого идальго живёт стремление "причинять добро" и вселять в души людей надежду. А такая светлая цель не только преображает самого человека, но и меняет всех, кто соприкасается с его пусть и выдуманным, но таким чистым миром. - Каждый человек, если сильно захочет, сможет стать Дон Кихотом. Это любой человек, который захочет совершить добрый поступок. Хотя по роману трудно сказать, что он делает что-то доброе. Он творит что-то непонятное, а люди почему-то начинают слагать об этом легенды. А у нас уже в голове есть понимание: Дон Кихот - это тот, кто способен сделать что-то доброе. Рыцарь живёт в каждом из нас, просто если он уснул, то его надо разбудить, - отмечает актёр Дмитрий Макаров. Так в выдумки Дон Кихота сначала начинает верить его верный оруженосец и друг Санчо Панса, которого главный герой называет Нусанчо. Его роль исполняет Василий Кондрашин. Санчо - вот кто главный комедиант в этой истории. Он - полная противоположность благородному Дон Кихоту: ворчливый, грубый крестьянин, развратный похититель женских сердец. Ссора с вспыльчивой женой (Мария Долганёва) поначалу толкнула его составить Дон Кихоту компанию в его приключениях. Однако когда Санчо видит, как та любовь, с которой Кихот относится к каждому живому существу, влияет на людей, он сам начинает верить в Дон Кихота. Верить в саму мечту. - Если у тебя нет Дон Кихота и Санчо Пансы, то нет смысла браться за этот материал, - говорит главный режиссёр "Пятого театра" Людмила Исмайлова. Мы узнаём, что целая деревня мужчин ополчилась на Дон Кихота за то, что после встречи с ним их женщины стали требовать к себе больше уважения и любви. Потому что идальго верит в образ прекрасной дамы и считает, что любовь должна быть безграничным уважением влюблённых друг к другу и сопровождаться каждодневным подвигом во имя чувств. Какая же женщина останется к такому равнодушной? Вот и проститутки Кэтрин (Елена Заиграева) и Нахара (Александра Урдуханова) захотели стать чем-то большим, чем они есть сейчас. Даже лучший друг Гильермо (Александр Боткин), отправившийся на поиски Дон Кихота ради руки служанки идальго (Полина Романова), поверил в то, что подвиги Дон Кихота - не блажь стареющего дворянина, а результат невероятной силы веры в мир и человека. - Для каждого этот герой разный. Мы стараемся исследовать: как получилось, что человек, который на деле не совершил никакого подвига, остался в веках. И выходит, что он просто говорил о чём-то таком, о чём другие не решались сказать вслух. И его слова начинали жить в других, - говорит Дмитрий Макаров. В спектакле авторы решили не акцентировать внимание на забавных приключениях героя, а поставить перед зрителями вопрос: что его толкнуло на них? Иррациональность Дон Кихота Макарова не кажется нелепой или абсурдной: от неё становится тепло и как-то печально на душе. В интерпретации Светланы Баженовой и "Пятого театра" образ Дон Кихота тесно связан с архетипом художника и творца. Он душа, вечно находящаяся за рамками условности, которая вселяет в людей веру. А даже самое бредовое безумство часто первый шаг на пути к великому искусству. Ведь жизнь без него такая бесцветная и скучная. - Каждый из нас в какой-то момент своей жизни становится Дон Кихотом. Это тот момент, когда он начинает мечтать о чём-то, когда выходит за дверь своего дома, когда влюбляется, когда идёт на поиск нового, когда что-то создаёт и творит, - рассказала журналистам Людмила Исмайлова. На сцене "Пятого театра" создалось условное пространство, сотканное из выдумок Дон Кихота. Трудно сказать, когда и где вообще происходит действие. Режиссёр уверена, что действие спектакля происходит во "всегда" - вне времени. Дон Кихот - это не кто-то конкретный, а каждый человек, способный любить, верить, мечтать, познавать и надеяться. Витражи на сцене для зрителя не просто компьютерная проекция и фон спектакля, - это окна в мир видений Дон Кихота. Они переливаются - и вот уже видны дремучие испанские рощи, а ручей меж горных равнин сменяется ликом Моны Лизы. - Такое произведение всегда будет уходить куда-то в эпос, притчу, сказку - это всегда придуманный мир. В декорациях это отражено, но, конечно, есть и какие-то стилизованные испанские черты, отражающие эпоху. Но их не так много. Скорее, мы делаем некую сказку для взрослых, - говорит Людмила Исмайлова. Второй акт спектакля имеет иное настроение, чем первый: здесь уже меньше колких шуток от Санчо Пансы, меньше карикатурности, и не покидает чувство, что грядёт что-то страшное. Мы встречаемся с Дон Кихотом, который полностью ослеп, но теперь "видит только дальше горизонта", и Санчо - потерявшим глаз на каторжных работах. Теперь они вместе сталкиваются с истинным злом - с вседозволенностью и безнаказанностью скучающих людей, которые не ограничены в средствах и привыкли к угождению. Начинается самая стильная, но и жестокая часть спектакля. Действие больше похоже на спектакль внутри спектакля, на модный показ, где за белозубыми улыбками скрываются чёрные помыслы. Дон Кихот становится очередной игрушкой герцога и герцогини Оливарес (Дмитрий Исаенко и Алёна Фёдорова), но отказывается играть по их правилам. Они мечтали уничтожить Дон Кихота, ведь люди так часто пытаются искоренить то, чего не понимают или боятся. Хоть Дон Кихот и ослеп, но теперь мудрость и сильное сердце - его глаза, и он видит этот мир яснее многих. Он говорит герцогу и герцогине, что они могут его уничтожить, но после него появятся тысячи новых донкихотов. Тех, кто верит и готов бороться за свои мечты и лучший мир. Да, Дон Кихот Дмитрия Макарова исчерпал свои силы и стал обычным человеком, который, возможно, устал мечтать. И великаны сразу стали обычными мельницами, золотой шлем теперь просто тазик для бритья, а копьё - обычная кочерга. Но идеи героя породили новых донкихотов со своими мечтами и устремлениями. И, может быть, это вы, просто рыцарь в вас пока дремлет. Фото: Анна Шестакова

В мир фантазий на кляче и с кочергой. Сказка для взрослых на омской сцене
© Омск Здесь