В Малом театре открылся мемориальный кабинет Юрия Соломина

Народному артисту России Юрию Соломину 18 июня исполнится 90 лет, и в Малом театре решили, что лучшим способом увековечить память о нем - в том числе и для самого коллектива, в 1988-м, впервые в своей истории, избравшего Соломина своим директором, - сохранить его кабинет в неприкосновенности и поделиться памятью о своем бесссменном руководителе с публикой. И кабинет директора в историческом здании Малого стал одним из пунктов экскурсионной программы, которая по субботам проходит по театру.

В Малом театре открылся мемориальный кабинет Юрия Соломина
© Российская Газета

... Массивный стол, зеркала, портреты основателей на стенах - перед нами классический кабинет директора русского классического театра. Юрий Мефодьевич приходил сюда 5-6 дней в неделю, даже если у него не было в театре особых дел - просто подышать его воздухом. Посидеть в кресле с пологой спинкой под портретом Михаила Щепкина, заглянуть в книги, заполнявшие весь стол, полистать рукописи.

На письменном столе сейчас тоже лежит маленькая, пожелтевшая машинопись - "роль без ниточки", как говорили в Малом. Листы со своим текстом актеры сшивали ниткой, а если сшивать было нечего - значит, твоя роль умещалась на одном листике. Юхим, произносящий в пьесе "Когда горит сердце" всего несколько слов, был первым соломинским героем в Малом. А вот капитан Кольцов из "Адъютанта его превосходительства". Юрий Мефодьевич хранил большой карандашный портрет своего персонажа с письмом его автора: пятиклассница из Николаева написала на обороте, что Кольцов - это человек, на которого можно равняться, которого можно любить. "Соломин-сан: с Новым годом! 1995" и подпись - AkiraKurosava. Деда Мороза на новогодней открытке нарисовал сам японский режиссер, автор фильма "Дерсу Узала", в котором Юрий Соломин сыграл одну из самых главных своих киноролей, путешественника Арсеньева.

- Но его основным рабочим столом был вот этот, - и главный режиссер Малого театра Алексей Дубровский указывает на журнальный столик в углу кабинета. - Встречи с актерами Юрий Мефодьевич часто начинал с чашки чая, интересовался, все ли нормально в семье, дома. Он считал, что хорошая работа зависит от внутреннего спокойствия человека.

Столик, изящные полукресла, комоды карельской березы из времен Императорского Малого театра сейчас заполнены наградами худрука и его книгами.

Диван, стоящий под портретами Веры Пашенной и Александра Шавенского, учителей хозяина кабинета, в 30-х годах стоял на сцене как декорация к "Горю от ума", когда Чацкого играл Михаил Царев.

"Соломин играет Сориано человеком гибким, внутренне подвижным, легко поддающимся своим настроениям..." - так писал критик о последней роли народного артиста России в театре - Доменико Сориано в спектакле "Филумена Мартурано". Черный свадебный фрак Доменико теперь висит в шкафчике для одежды недалеко от письменного стола. Рядом - облачение царя из спектакля "Царь Феодор Иоаннович". На эту роль Соломин вводился срочно вместо Иннокентия Смоктуновского - и сыграл ее совсем иначе: царь у него был человеком, тяготящимся властью, которая невозможна без крови, без зла.

Организаторы рассказывают обо всех сторонах личности директора Малого театра, чтобы можно было, зацепившись за какую-то фотографию, награду, мемориальную вещь, рассказать о Соломине - актере, режиссере, худруке, человеке. Для Юрия Мефодьевича были очень важны традиции театра - и он просил, чтобы у него в кабинете перед глазами была, например, фотография Михаила Жарова и других стариков Малого, веселящихся на "капустнике".

Вот эскиз Михаила Ракши к фильму "Дерсу Узала". Гости, знающие о соломинской любви к собакам, дарили ему их статуэтки - и некоторые из них остались в кабинете...

А еще среди экспонатов на рабочем столе Соломина - его удостоверение №1 Мастера, выданное 24 июля 1995 года, - оно действует бессрочно.

промо изображение