Регионы смогут заменять лифты за счет списания бюджетных кредитов
У субъектов РФ появился дополнительный механизм замены устаревших лифтов в жилых домах: на это можно потратить средства, сэкономленные при списании задолженности по бюджетным кредитам. Но не все регионы, по данным Минстроя России, сполна используют эту возможность. Некоторые из них либо вообще не учитывают ее в заявках на списание долгов, либо закладывают недостаточные суммы. Между тем планы обновления лифтового хозяйства 20 регионов признаны "высокорискованными". Это значит, что их могут не выполнить в установленный срок - к 2030 году. Из территорий СЗФО в список попали Петербург, Вологодская область и Карелия.
Напомним, что по техническому регламенту Таможенного союза все лифты, отработавшие 25 лет, надо было заменить или модернизировать к 15 февраля 2025 года. Но совет Евразийской экономической комиссии разрешил продлить срок их службы на целую пятилетку. Однако больше никаких отсрочек не будет, предупредили на совещании в палате регионов. По информации Фонда развития территорий, всего к 2030-му в РФ надо поменять свыше 120 тысяч подъемников - по 24 тысячи в год. А фактически в среднем ежегодно меняют только 15 тысяч.
Главный источник финансирования - взносы собственников жилья на капитальный ремонт. Но этих средств хватает лишь на третью часть всех необходимых работ. Тем временем регионы получили возможность не выплачивать две трети бюджетных кредитов - при условии, что они направят половину высвобождаемых средств на нужды ЖКХ, в том числе на замену лифтов. Однако только 36 субъектов РФ включили этот пункт в заявки на списание долгов.
Для синхронизации всех процессов регионам поручили разработать свои планы замены подъемников. "По итогам их рассмотрения определены несколько критериев риска, - сообщила директор Фонда развития территорий Екатерина Антропова. - Это существенная финансовая нагрузка на регионального оператора капремонта, недостаточность средств на специальных счетах, большие объемы замены лифтов на 2028-2029 годы, а также преимущественное финансирование за счет средств господдержки".
Хотя Петербург вошел в число территорий с высоким риском невыполнения плана, жилищный комитет города недавно сообщил, что к концу 2025 года все лифты с истекшим сроком эксплуатации будут заменены - это более полутора тысяч подъемников. Вероятнее всего, Северная столица попала в черный список по формальным критериям.
В другом регионе из этого перечня - Карелии - всего надо заменить 645 лифтов. По данным республиканского правительства, более половины из них находятся в домах, собирающих взносы на спецсчетах. Это значит, что сами собственники жилья должны принять решение об установке новых кабин. Но на практике так происходит не всегда. Поэтому в регионе решили принудительно переводить "недисциплинированные" дома на счет регоператора и менять в них лифты.
Однако проблема заключается не в количестве подъемников, подлежащих замене, а в самом подходе к этому вопросу, полагает эксперт Комиссии по лифтовому хозяйству Общественного совета при Минстрое РФ, представитель Национального лифтового союза в СЗФО Александр Абрамов.
- Сложилась парадоксальная ситуация: лифты, установленные в 1961 году, разрешено заменять в течение пяти лет, а лифты, у которых 25-летний срок службы истекает только в этом году, срочно включают в планы замены. Дело в том, что решение Совета Евразийской экономической комиссии о пятилетнем продлении касалось только тех лифтов, у которых срок эксплуатации заканчивался к 15 февраля 2025-го. Что делать с лифтами, "устаревающими" после этой даты, должна была определить каждая из стран - участниц ЕврАзЭС своим законодательством. До 2013 года у нас действовала простая и эффективная система: по результатам обследования 25-летнего лифта можно было продлевать срок его использования до трех лет - и так в течение четырех циклов. В итоге он мог работать максимум 37 лет. Но с 2013 года этот порядок не действует, - поясняет эксперт.
Всего к 2030-му в РФ надо поменять свыше 120 тысяч подъемников
Между тем при правильной эксплуатации подъемник может служить и полвека, отмечает Александр Абрамов. В некоторых странах для лифтов вообще не установлен "срок годности", а точнее использования по назначению. Лифт - это сложносоставное техническое устройство с разными сроками службы его отдельных механизмов и элементов. Например, канатоведущий шкив или канаты можно использовать пять лет, а некоторые узлы - в три раза дольше.
- Такие элементы можно просто заменять по мере необходимости. Это обойдется гораздо дешевле, чем замена всего устройства. Предположим, лифт в вашем доме прослужил 25 лет. Экспертная организация могла бы провести обследование и вынести решение о продлении этого срока, к примеру, на те же три года. Разумеется, при условии обеспечения безопасности. Возможно, придется заменить некоторые узлы, но на это надо будет потратить несколько сотен тысяч рублей, а не три миллиона, как на установку нового лифта. Только все это - сама возможность продления, его условия и сроки - должно быть четко прописано в нормативно-правовых актах, как до 2013 года, - считает Александр Абрамов.
Пока же решено стимулировать регионы на замену всех лифтов с вышедшим сроком службы. При этом их призывают не откладывать установку новых кабин на конец пятилетнего срока, чтобы заводы могли выполнить все заказы.
Между тем
Работа лифта во многом зависит от качества его обслуживания. В Петербурге оно порой вызывает нарекания собственников жилья, сообщила руководитель регионального центра "ЖКХ Контроль" Алла Бредец:
- Тарифы на обслуживание лифтов по большей части утверждает город, и этих средств бывает недостаточно, особенно для устройств с долгим сроком эксплуатации. В такой ситуации управляющие компании не могут заплатить специализированным организациям за выполнение работ. В итоге они задерживаются, лифт в доме не работает, и собственники недовольны. Порой поступают жалобы и на нарушения, допущенные при замене лифта, например на повреждение общего имущества дома. В таких случаях собственникам и УК приходится вести претензионную работу с подрядными организациями.
По словам Александра Абрамова, есть и другая проблема: управляющие компании, ТСЖ и ЖСК, собирая с жильцов деньги по расценкам на содержание лифтов, утверждаемым ежегодно комитетом по тарифам Санкт-Петербурга, игнорируют его требования о том, что "базовая стоимость является минимальной и не может быть изменена в сторону уменьшения при заключении договоров на техническое обслуживание и ремонт, техническое освидетельствование лифтов со специализированными организациями". Однако снижение порой доходит и до 40-50 процентов. При этом чиновники районных администраций и органы Государственной жилищной инспекции ожидают высокого качества выполнения работ от электромехаников лифтовых компаний, за которыми порой закреплено до 80-100 лифтов, хотя по нормам советских времен эта цифра не должна была превышать 24.