Древний Юрьевец – жемчужина Верхнего Поволжья
В 1225 году на берегу Волги великим князем Владимирским Юрием II Всеволодовичем был основан город Юрьевец. Назван он был по имени великомученика Георгия Победоносца – святого покровителя князя.
Имя во многом определило судьбу поселения на много веков. Ведь оно было одним из форпостов, закрывающих Русь от татаро-монгольских набегов, да и после, в Смутное время, Юрьевец не был в стороне от борьбы с польско-литовскими захватчиками.
Юрьевец неоднократно практически до основания разрушали враги. Например, в 1237 году Батый, а в 1609 поляки. Последним ударом по архитектуре города стало создание Нижегородской (Горьковской) ГЭС, строительство которой началось в 1948 году и привело к затоплению целого ряда городов на Волге, в том числе части Юрьевца. Поэтому несмотря на древность – а Юрьевец по возрасту не уступает, к примеру, Плимуту и Бристолю, – наиболее древние постройки города не превышают по возрасту 300 лет.
При строительстве ГЭС, например, были затоплены Кривоезерский монастырь, Благовещенский храм Юрьевца, лишь часть фресок и изразцов последнего смогли снять и передать в музейный фонд. Это был первый каменный храм города, значительно повлиявший на весь его архитектурный облик. В память о них и обо всех храмах, затопленных при строительстве ГЭС, на воде посреди Горьковского моря установлен памятный крест.
Утерянные виды и храмы не раз вдохновляли великих художников России. Так, Исаак Левитан после четвертого путешествия по Волге и посещения Юрьевца вплел в свои картины «Тихая обитель» и «Вечерний звон» элементы его пейзажей, образ Кривоезерского монастыря.

Однако часть зданий сохранилась. Прежде всего город славен своими церквями. В центре они составляют комплекс, в который входят храмы Входа Господня в Иерусалим (1733 год), Успения Пресвятой Богородицы и Георгия Победоносца, у последнего необычная архитектура – это храм-колокольня. Кстати самая высокая на Волге. Ее высота – 72,4 м. Часто ее сравнивают с Пизанской башней (на самом деле она также колокольня собора Санта-Мария-Ассунта) в Италии, так как из-за грунтовых вод здание наклонилось. Но между ними есть значительные отличия. Например, колокольня в Юрьевце выше на 16 м.
Несмотря на перестройки и бурную историю города соборный ансамбль тщательно продуман. Он вытянут вдоль красной линии центральной Георгиевской улицы, идущей параллельно Волге. Так, это подчеркивает перспективу и создает гармонию города и ландшафта. Колокольня же эффектно вынесена вперед, перед основным ансамблем, на Соборную площадь. Благодаря этому она видна и с Волги, и с юрьевецких гор, став архитектурным центром города.
Также недалеко расположен Богоявленский храм, возведенный между 1702 и 1719 годами. Он стоит на одной из гор Юрьевца. Ранее на этом месте был монастырь, упраздненный еще в первой трети XVIII века. Храм представляет собой бесстолпный пятиглавый четверик, то есть он четырехугольный в плане, а венчают его пять куполов. Это распространенная и классическая форма для храмовой архитектуры России на тот период.

Но славен Юрьевец не только своими церквями. Родившийся как военная крепость, прошедший нашествие татаро-монгол и Смутное время Юрьевец превратился в купеческий город с несколькими производствами. Удобное расположение на Волге, которая после организации пароходства в 1843 году стала одной из самых значимых торговых артерий в России. В Юрьевце работали лесопильня, четыре кирпичных завода, текстильные фабрики. В 1880 году был открыт пивоваренный завод Красильщиковых.
Юрьевец рос и развивался. В 1865 году в нем появился телеграф, в 1876 – публичная библиотека, в конце XIX века были открыты женская прогимназия и ремесленная школа, а также замощены улицы, в 1904 году появилась земская больница, а в 1911 – Летний театр.
Все это оставило след в архитектуре города. Старинные купеческие дома, малоэтажная застройка, набережная Волги. Город удивительно гармонично вписан в ландшафт, в изгибы берега. Юрьевец до сих пор сохраняет облик уездного купеческо-промышленного городка.
Один из интересных объектов города, который реставрируют к его юбилею, это лабаз, который входит в комплекс бывшей усадьбы Семена Катюшина (сейчас там расположен Дом-музей братьев архитекторов Весниных).

Это образец деревянного зодчества хозяйственного назначения, с высокой степенью сохранности, относится к объектам культурного наследия местного значения. Планируется превратить его в арт-резиденцию.
Красота Юрьевца вдохновляла многих и многих: художников, литераторов, архитекторов, режиссеров. Об Исааке Левитане мы уже упоминали, но он, конечно, не единственный. Колорит города передавал в своих работах и Алексей Саврасов (например, «Вид Волги под Юрьевцем»).
Значительное влияние родной город оказал на формирование художественного вкуса братьев Весниных, знаменитых архитекторов, чьи проекты были реализованы по всему Советскому Союзу. Среди них Дворец культуры Автомобильного московского общества «Завод имени А.И. Лихачева», Здание универмага Мосторга на Красной Пресне и Всероссийского научно-исследовательского института минерального сырья имени Н.М. Федоровского в Замоскворечье. Также огромной была их роль в создании Днепропетровской ГЭС.

Сегодня в Юрьевце работает музей братьев Весниных, который знакомит с историей их рода и о самих архитекторах.
История Юрьевца и его архитектура значительно повлияли на творчество Андрея Тарковского, который жил тут в 1941-1943 годах во время эвакуации. В городе действует Музейный центр, посвященный режиссеру, в котором хранится часть его личного архива.
На небольшом пространстве Юрьевца сконцентрировано множество объектов культурного наследия разных эпох – от храмов до промышленных зданий, – а также музеев. Еще один такой музей – это «Дом сказки Александра Роу». Он находится в «Жилом доме Черкасских», построенном в 1909 году. Также относится к объектам культурного наследия регионального значения.
800-летие города отличный повод познакомиться с его историей и увидеть своими глазами сохранившийся кусочек России передвижников и первых промышленников. Город, с которым связаны жизни многих и многих талантов земли русской.
Фото на превью: Wikimedia Commons / Uoe66 (CC BY-SA 4.0)