В Музее В.А. Тропинина открылась выставка «СОРОК ПЯТЬ СОРОК ПЯТОГО. Искусство радости»
В 2025 году отмечается 80-летие Победы в Великой Отечественной войне. Героическое поколение советского народа огромным трудом и силой духа разгромило гитлеровскую Германию, сорвало замки с ворот концлагерей, отстояло каждый километр родной земли. Ликование, радость со слезами на глазах, вера в светлое будущее и одновременно непонимание, как жить дальше - в победный год в израненных сердцах переплелось немало чувств и переживаний. Они отражены в новой выставке «СОРОК ПЯТЬ СОРОК ПЯТОГО. Искусство радости», которая открылась 29 мая в московском Музее В.А. Тропинина.
Куратором выставки выступил Дмитрий Поликарпов - коллекционер, историк искусства, ведущий эксперт по живописи и графике аукционного дома «Русская эмаль». Экспозиция объединила 45 произведений живописи, графики, скульптуры и декоративно-прикладного искусства - количество экспонатов подобралось случайно и символично. Гости выставки увидят работы мастеров XX века: Игоря Грабаря, Александра Дейнеки, Петра Кончаловского, Петра Петровичева, Аркадия Пластова, Владимира Соколова и других. Все произведения созданы в 1945 году, на сегодняшний день они принадлежат 13 российским музеям и 9 частным собраниям. Большая часть представлена широкой публике впервые.
Конечно, доминантной эмоцией, пронизывающей всю выставку, является радость от долгожданной Победы. Яркие разноцветные залпы «Салюта Победы» художника Бориса Иогансона, насыщенные оттенки букета с дельфиниумом и розами Игоря Грабаря, фарфоровая «Встреча героя в колхозе» мастера Дулевского завода Алексея Сотникова… Радостный лирический пейзаж Владимира Соколова «Караван на Волге» отражает размах русской природы. Этюды Аркадия Пластова к картине «Сенокос» дышат спокойствием лета и буйством зелени, дурманом полевых трав. «Ну, теперь радуйся, брат, каждому листочку радуйся - смерть кончилась, началась жизнь», - писал Пластов о своих ощущениях в победный год.
Рассматривая полотна художников, можно проследить, как мир постепенно возвращается, но пока остается на контрасте с ужасами войны. Вот на рисунке Дмитрия Мочальского женщина с детьми едет на велосипеде мимо замершего танка, а на фоне - руины Берлина.
Многие люди искусства работали с натуры на передовой и на освобожденных землях, размышляли, какой будет долгожданная мирная жизнь и как предстоит ее строить. Во время войны художник Петр Петровичев, которому было уже около 70 лет, принимал участие в ночных дежурствах, копал рвы, строил заграждения, за что был награжден медалью «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны». Его картина «Цветы» на выставке расположена рядом с одноименной работой Игоря Грабаря (той самой с дельфиниумом). Сюжет Грабаря наполнен спокойствием и яркостью, а тяжелый букет роз Петровичева отражает иное настроение.
Привлекают внимание небольшие акварельные сюжеты Татьяны Мавриной - ровесницы века, родившейся в 1900 году. Во время войны она оставалась в Москве и продолжала много рисовать. В первые месяцы приходилось делать уличные зарисовки скрытно, чтобы не стать подозреваемой в шпионаже. Не на всех ее этюдах, созданных в начале 1945 года, угадывается военное время. Например, виды храма и Красной площади достаточно красочные, спокойные. Занесенные снегом дворики, в свою очередь, застывшие и затаившиеся. Позже Маврина иллюстрировала детские книги и сборники сказок – в ее творческой биографии насчитывается более 200 изданий.
Кстати, тема детства на выставке является одной из главенствующих. В 1945 году Аркадий Пластов написал радостный и солнечный портрет сына, который склонился над акварельной копией иконы «Илия Пророк». Художник был уверен, что после войны творцам нужно создавать искусство радости, наполненное «могучим дыханием искренности и оптимизма». А скульптор Мария Холодная во время войны открыла для себя новое направление творчества - сюжеты из жизни детей. На выставке можно рассмотреть ее фаянсовую статуэтку «Галя за вышиванием»: образ дочери отражает особую детскую миловидность и непосредственность. В будущем эта девочка с косичками выросла и стала нейрохирургом.
«Несмотря на тяжелое послевоенное время, разруху, голод и невосполнимые потери, люди были полны надежд. Победа вернула веру в будущее, наполнила художников дыханием новой мирной жизни», - отметила директор Музея В.А. Тропинина Анна Попова.
Выставка «СОРОК ПЯТЬ СОРОК ПЯТОГО. Искусство радости» открыта до 7 сентября