Вклад на века: как меценаты пополняли музейные коллекции
Полтора века назад крупные промышленники и предприниматели начали собирать живопись, которая сейчас составляет основу многих музейных коллекций. Со второй половины XIX века среди богатых людей России стало хорошим тоном собирать коллекции живописи. Сначала картины украшали их дома, а затем передавались музеям, невероятно обогащая их экспозиции. Братья Павел и Сергей Третьяковы сформировали музей национального искусства. Чуть позже московские предприниматели стали покупать картины западных мастеров, без которых сейчас невозможно представить историю современного искусства. На заре XX века Сергей Щукин и Иван Морозов приобретали работы радикальных на тот момент художников: Писсарро, Моне, Сезанна, Ван Гога, Гогена, Матисса, Пикассо. В коллекцию русской живописи Морозова попали Врубель, Серов, Шагал. Это, пожалуй, самые известные примеры меценатства, которое помогло сформировать музейные коллекции. Но далеко не единственные. Не только московские предприниматели вкладывались в живопись. В начале XX века омские меценаты не просто жертвовали средства, но создавали основу для будущего: передавали музею имени М.А. Врубеля шедевры мировой живописи, организовывали выставки и поддерживали художников. Картины из их коллекций сейчас можно увидеть на выставке, открывшейся ко Дню российского предпринимательства. Крупной фигурой здесь является юрист Вячеслав Едличко. Он собрал вокруг себя людей, организовавших общество художников и любителей изящных искусств. После его смерти пост руководителя организации занял Борис Трувеллер, учёный, организатор лесопромышленного дела в Сибири. В 1919 году во время наступления Красной армии он вынужден был бежать во Владивосток. Свою коллекцию картин Трувеллер оставил на хранение музею Западно-сибирского отдела Русского географического общества. - Он оставил портреты своих предков - прабабушки и прадедушки. Эти парные портреты сейчас представлены в нашем музее. Эту даму вы видите в парадном зале на фоне парковой зелени, - рассказывает главный научный сотрудник музея имени Врубеля, искусствовед Ирина Девятьярова. Ещё одно знаковое имя среди омских меценатов - врач Владимир Ишерский. Кроме медицинской практики, он занимался общественно-политической деятельностью. Он был знаком с Давидом Бурлюком и купил у него картину, ныне хранящуюся в омском музее. Подробнее о том, кто помогал формировать коллекции омских музеев сто лет назад и кто делает это сейчас, смотрите в сюжете программы "Свободное время".