Ну, Кострома, весьма и весьма! Город, куда ездят за сыром, черной солью и молоком лосей
Между Москвой и Костромой — 4 часа езды с Ярославского вокзала и всего 5 лет разницы. Основанные вместе волей великого князя Юрия Долгорукого, оба города — исторические центры. В случае с Костромой нужно уточнить: солеварения, ювелирного дела, производства сыров и деликатесов. А еще — национальной памяти. Величавую скульптуру Ивана Сусанина, костромича, возведенную при Романовых и разрушенную в революцию, восстановили в 1960-е по советскому эскизу, то есть с героем, но без царя. Вся история России в одном монументе!
Дорогой Сусанина
Добраться до памятника Сусанину просто: Сусанинская площадь — самый центр Костромы. От вокзала "Кострома-Новая" сюда везет автобус №93. Путь от памятника продолжается и далее — на Волгу: к мосту, причалу и широкой набережной. У белоснежной (из белого камня) беседки Островского, замечтавшись, с головой можно окунуться в слой XIX века. Но лучше сразу назад: дом, где проживал Островский (на нем памятная табличка), — в другую сторону от Сусанинской.
Две достопримечательности центрального квартала — пожарная каланча-небоскреб и коренастая гауптвахта — предлагают туристам экскурсии. Смело выбирать можно обе. В гауптвахте открылся музей — военных подвигов, истории и оружия — в том числе экзотического, чудом попавшего в местные коллекции. Каланчой (забираться позволяют на самый верх!) 200 лет назад восхитился император Николай I: такой, мол, и в Петербурге не видывали. Что сказать? С тех пор и не появилось. Кострома едва ли не единственный город, у которого символ — не собор, особняк или дворец, а пожарная башня, но зато какая — похожая и на то, и на другое, и на третье одновременно.
В двух шагах от каланчи — торговые ряды, где закупаются черной солью. До XIX века (не зря Кострома существует с XII) соль считалась предметом первой необходимости. До холодильников благодаря ей одной удерживали мясо от гниения. Растворы соли — что нефть: у одних есть, у других нет. Богатая растворами костромская почва давала богатеть и городу. Кроме обычной белой, костромичи издавна добывают черную особую соль: старинные традиции велят приправлять ею пасхальные яйца. В наши дни туристы в охотку разбирают темненькую на пробу. Заодно и повод осмотреть Гостиный двор, где сувенирные лавки смотрятся чуть сиротливо. В старые времена тут кипела торговая жизнь, да с таким размахом, что и сейчас прежние площади освоены все еще не полностью.
Феодоровская икона
В другую сторону от Сусанинской площади — прямой путь к Романовскому музею: даже названия сочетаются. В 1613 году, по легенде, костромской крестьянин Иван Сусанин спас боярина Михаила Романова от лютой смерти, заведя отряд поляков в непролазную глушь. С тех пор каждый царствовавший Романов считал монаршим долгом обязательно приехать в Кострому. В 1913 году Николай II прибыл не с пустыми руками — а подарил городу музей: свой и династии Романовых, праздновавшей тогда 300-летие. В наши дни экспозиция, знавшая худшие времена, полностью восстановлена.
Изюминка Романовского музея — уникальная коллекция "икон на рези": деревянных барельефов и скульптур с изображениями святых и библейских сюжетов. Духовно-изобразительное искусство в виде отдельных фигур — в России редкость. В XVIII веке их сравнивали с идолами и отправляли под запрет. Выжили немногие: спрятанные на чердаках и в подвалах, сохраненные в укромных уголках до лучших времен. Костромской музей собрал их столько, сколько смог, — Николаев Угодников и Параскев Пятниц. Там же можно узнать о Спасе Полуночном, тоже фигурном, страдающем. Подсказка: в "Иване Васильевиче", прячась от стрельцов, несколько мгновений у этой скульптуры провел Иван Бунша.
Главная религиозная реликвия Костромы — Феодоровская икона Божией Матери. Как под силу немногим, она вошла в русскую историю. Исторически принадлежавшая роду Романовых, при восшествии его на престол Феодоровская стала покровительствовать женщинам династии. Начиная с XVIII века в православие переходили иностранные принцессы. Отсюда новые их имена: Мария Федоровна, Виктория Федоровна, Елизавета Федоровна, Александра Федоровна первая, супруга Николая I, страстотерпица Александра Федоровна вторая — Николая II… Хранится икона, давшая им отчество, поблизости — в Богоявленско-Анастасиином монастыре Костромы. Еще знаменитый монастырь Костромы — Ипатьевский, на другом берегу Волги.
Кострома — большие закрома
Где история, там и сказка: в Костроме это прочувствовали глубоко. Два музейно-развлекательных комплекса рассчитаны здесь на детей: терем Снегурочки и музей царя Берендея. В наши дни личность последнего вызывает сомнения. Сразу снимем: по версии поэта Жуковского, царь сей — отец Ивана-царевича, следовательно, полноправный герой русских сказок. (А вот положительный ли он — еще вопрос.)
Если сравнивать с резиденцией Деда Мороза в вологодском Великом Устюге, приехать в гости к Снегурочке гораздо проще. При том что прав на этот образ у костромичей, пожалуй, больше, чем у устюжан на Деда: впервые волшебная девочка вышла из-под пера Островского — москвича, но из семьи костромичей, скончавшегося на родине предков в имении Щелыково. Хорошо известно о любви писателя к костромским видам на Волгу (вот только утопилась Катерина из "Грозы" в другом городе, вдохновленном Ржевом.)
Не добравшимся до терема (он расположен ближе к окраине города) Снегурки все равно не миновать: ее изображения всюду. (Взять, к примеру, фигуру на Сусанинской площади.) Легко можно увезти волшебный мотив с собой. Кострома — город ювелирного искусства (каждое четвертое серебряное украшение России изготавливают здесь!), поэтому без труда найдутся и серебряные Снегурочки любых размеров самого завидного качества. Например, в форме наперстка. Ювелирных наперстков — целая линейка, не говоря уж о кольцах и браслетах — целое раздолье.
И наконец, лосиное молоко. Мест, где его можно приобрести на планете, так мало (одомашнивание лосей затратно), и среди них — Сумароковская лосиная ферма близ Костромы. В наши дни туда возят экскурсии. Этим молоком лечат язвы желудка и даже лучевую болезнь. Само оно терпкое, зато содержит селен и железо. Можно, конечно, отправиться на выезд и другим путем — в костромской Галич: древнерусский озерный город, расположенный на трассе Москва — Владивосток, путем, ведущим мимо старых соляных копей. От Галича до Костромы всего 2 часа — рукой подать, в самом деле! Широка Россия для тех, кого зовет дорога.