«Остается уповать на Бога»: чем занимается музейный смотритель на работе. Нет, не разгадывает кроссворды

Одни приходят в музей за просвещением, другие исключительно ради контента, а третьи — на работу, чтобы вы могли погрузиться в мир прекрасного. О последних сегодня и пойдет речь. Что входит в обязанности музейных смотрителей, кроме стандартного «наблюдать за дисциплиной в зале» и «Молодой человек, не трогайте, пожалуйста, Матисса»? Расскажут музейные смотрители казанского «Эрмитажа» Елена Муфтиева, Ольга Хайновская и Ольга Семенова. Для удобства чтения объединили и отредактировали ответы героев, сохранив смысл и подачу.Каждое утро здороваются с картинами Мы приходим на работу к 9:00. Осматриваем зал, проверяем экспонаты, делаем небольшую уборку, кто-то даже здоровается с картинами — и в 10:00 с улыбкой встречаем посетителей. Во время предыдущей выставки [«Не верь глазам своим. Иллюзии в искусстве»] мы перемещались по залам — нас распределяли. Во время нынешней — «Прекрасная эпоха» — мы закреплены каждый в своих залах и следим за порядком только в них: делаем обход, наблюдаем, проверяем, да и просто любуемся. Если зал маленький и все видно и без обхода, все равно не стоим весь день на месте. В общем, в первую очередь присматриваем за своими экспонатами, но, проходя мимо залов коллег, обращаем внимание на разные ситуации и там, конечно.Читать и вязать на работе запрещено. Посетители — самое интересное развлечение Вязать, читать книгу или разгадывать кроссворд не получится — это категорически запрещено. Развлекается музейный смотритель, рассматривая произведения искусства и наблюдая за посетителями — это наше самое интересное развлечение. В отдельных случаях и в кино ходить не надо. Некоторых посетителей интересуют только свои фотографии. Это расстраивает Расстраивает, когда люди не понимают, куда они приходят, и не пытаются понять: их интересуют только фотографии — отметиться, что были здесь. Еще расстраивает, когда посетители, не читая этикеток, делают выводы и начинают громко обсуждать. Это может ввести в заблуждение других. Другая причина беспокойств — попытки потрогать картину или раму. Если дети делают это неосознанно, то взрослым хочется прикоснуться к прекрасному исключительно из любопытства: есть ли тут стекло, из чего сделана рама? Такое бывает редко, но бывает. В основном же люди смотрят и слушают аудиогиды — это приятно. И очень приятно, когда родители с детьми, целыми семьями, разглядывают и обсуждают картины. А однажды даже была пара, которая пришла на выставку в годовщину. Они ушли в восторге, и теперь у них в семье традиция — ходить в годовщину свадьбы на выставку!Смотрители могут не досмотреть — иногда кое-что пропадает Бывало так, что из зала исчезали некоторые элементы. На выставке об Александре Македонском на детской станции «Археологические раскопки» пропадали керамические части сосуда, кисточки. Карандаши пропадают, афиши снимают с уголка. И, конечно, однажды пытались вырвать и забрать каталог для посетителей. Чтобы стать смотрителем, нужно жить жизнью, которой живет музей Чтобы стать смотрителем, в первую очередь нужно желание. Во вторую — понимание, куда ты пришел: необходимо проходить курсы повышения квалификации в Казанском кремле, любить искусство, быть ответственным человеком и жить той жизнью, которой живет музей. Это, наверное, самое главное. Больше всего не нравится работать в темноте Нравится в этой работе все, с удовольствием прихожу в «Эрмитаж» каждый день. Раньше многого не знала, а сейчас приходится узнавать и смотреть, слушать наших экскурсоводов — это мотивирует самостоятельно искать материал дальше и пополнять свой интеллектуальный запас не только ради посетителей, но и для себя. Больше всего не нравится пребывание в темноте. Это, а также неприятное поведение посетителей, наверное, самое тяжелое в нашей работе.Посетители могут улыбнуться, извиниться или нахамить Если посетитель не реагирует на замечание, остается уповать на Бога! Вообще, каждый реагирует по-своему: одни улыбаются, другие извиняются, третьи делают вид, что ничего не делали — все отрицают и тихонечко уходят. А некоторые реагируют неадекватно и даже агрессивно. В таком случае мы стараемся помнить, что необходимо сохранять дружелюбие. Но если совершаются какие-то опасные действия, вызываем охрану. Обычно до этого не доходит.Мужчинам иногда бывает неудобно за своих спутниц У нарушителей нет ни пола, ни возраста, но с детьми, наверное, проще. Они могут прислушаться. Все-таки присутствует возрастная дистанция — со взрослыми это не всегда проходит. Самое обидное, когда нарушают люди в возрасте, даже молодежь делает это реже — они любят фотографироваться, из-за чего подходят к картинам очень близко, но предупреждаешь их о дистанции, и все в порядке. Со взрослыми иначе. Прожив приличную жизнь, они позиционируют себя как разбирающихся в искусстве, превозносящих и обожающих его, но при этом трогают экспонаты. Мужчины или женщины? Как будто бы чаще правила нарушают женщины. Мужчинам даже иногда бывает неудобно за своих спутниц.Мы насыщаемся искусством, но обед в нашем распорядке обязателен У нас обязательный обед, который длится час. В остальное время мы насыщаемся искусством. К слову, залы в это время не пустуют — за ними приглядывают смотрители, которые забыли обед дома свободны. Мы, смотрители, правда очень любим, когда в залах много заинтересованных гостей, но наша работа — беречь экспонаты. Пожалуйста, помните: уважительное отношение к музею, его правилам и к нам создает теплую и комфортную атмосферу для всех. *** Перемещаемся из музея в другой храм искусства — театр. Узнали у казанской балерины Азы Апакиной, как проходят ее будни в театре оперы и балета: взвешивают ли балерин, можно ли красить ногти и чем они на самом деле питаются. Звучит третий звонок — ее выход.

«Остается уповать на Бога»: чем занимается музейный смотритель на работе. Нет, не разгадывает кроссворды
© Казанский Портал