Что показал Донецкий РАМТ на фестивале "Молодежь. Театр. Фест" в Петербурге
На XXVI Международный театральный фестиваль Театра юных зрителей им. А. А. Брянцева "Молодежь. Театр. Фест" Донецкий республиканский академический молодежный театр (РАМТ, Макеевка) привез спектакль "Шахтерская дочь". Современную драму о суровой жизни дончан.
Место и время действия: Донецк, 2014 год. В основе - поэма Анны Ревякиной, донбасской поэтессы, написанная в 2016 году. Кстати, отмеченная многими литературными призами, в числе которых, например, премия "Лицей" имени Александра Пушкина, Гран-при международного фестиваля "Чеховская осень", золотая медаль премии "Русский колокол".
Главная героиня - девушка Мария, шахтерская дочка. Защищая свой родной город, погибает ее отец. Любимый папа, который звал ее "Машка-Чебурашка", играл с ней в бадминтон…Мария принимает решение занять его место на передовой, став снайпером. И ценой своей жизни защищает донбасские степи.
Анна Ревякина родилась и выросла в Донецке. "…эту девочку звать Мариею. И она на две трети я, - пишет она. - Я - Мария, и всё, что у меня есть, - это горе. Горе!"
Автор рассказывала, что в ее поэме 33 фрагмента, по количеству лет земной жизни Христа. "Подвиг, совершаемый главной героиней Марией во имя отца, не только во имя ее отца, Николая, но и Отца с большой буквы - отца всех нас. Эта женщина способна на подвиг, который совершил Иисус Христос".
Донецк - город шахтеров, край степей и терриконов, "город миллиона роз" (такой статус присвоен ему ЮНЕСКО в 1970-е годы). Город сильных и мужественных людей. А еще Донецк - это "шахтерские девочки и песня их лебединая". Донбасовский ад. Лето-2014, первое военное. "В котором пришлось жить, учиться, работать, осторожничать". "Как ты провел это страшное лето в Донецке?" - звучит в начале спектакля.

Спектакль поставлен в феврале 2024 года, благодаря поддержке Президентского фонда культурных инициатив. В Петербурге его показали 26 мая. Ровно 11 лет назад, 26 мая 2014 года в Донецке начались боевые действия, боевики киевского режима стали обстреливать мирные кварталы города, шли бои за Донецкий аэропорт. Совпадение по датам - случайное.
Очень жаль, что зрителей было немного. Играли спектакль в Большом зале Молодежного театра на Фонтанке. Может, время выбрано неудачное? (Рабочий день, а начало спектакля в 17 час.). Дождь ли тому виной? Или все-таки отпугнула острая тема, которую зрители не хотят видеть в театре: конфликты на Донбассе, братоубийственная война.
Прошу режиссера рассказать о том, как создавался этот спектакль. Но он расстроен:
Максим Жданович: Сегодня в зале было мало зрителей. В антракте многие ушли. Поэтому у меня возникает вопрос: нужен ли он людям, живущим далеко от Донецка?
Я не первый раз в Петербурге, бывал на фестивалях как зритель. Вижу направленность этого фестиваля, темы спектаклей. И я изначально понимал, что у нас не совсем тот формат. Для чего мы тут должны быть? Как пятое колесо в телеге в этой программе.
И поэтому мы увидели, что сначала было ползала зрителей, а после антракта осталось еще меньше. Наверное, для многих это не очень важная тема. Она словно из сказки, где нас нет, не было. Вот есть сказка хорошая, а "Шахтерская дочь" как будто бы из злой сказки. Ну зачем она?
Может быть, мы плохи в актерской игре, в режиссуре. Но нам очень больно. Я не могу говорить, что поставил очень хороший, крепкий спектакль. Я могу сказать, что поставил спектакль о своей боли, о своей жизни, так же как и его участники - актеры.
Но я понимаю, что не каждый готов разделить эту боль и жизнь. Может, кому-то покажется, что где-то я соврал, надумал чего-то, но это не так. В том и беда, что мы-то оттуда, из 2014 года. Мы это все прошли. У нас есть актеры, которые не знали в своей сознательной юности вольной жизни, без войны. Когда мы начали ставить спектакль в 2021 году, некоторым было по 18 лет. То есть их жизнь - это рухнет дом, придавит тебя, экстренные оповещения…
А как спектакль принимают в Донецке?
Максим Жданович: Мы мало его играли дома, всего четыре раза, потому что у нас в городе были ограничения в работе театра. Все остальное по России - уже более 20 городов посмотрели нашу "Шахтерскую дочь".
В Новочеркасске, Ялте, Москве, других городах люди стояли, аплодируя, не отпускали нас очень долго. Это было. Те, кто остались в зале в Петербурге, тоже встали, аплодировали и кричали "Браво!"
Возможно, есть ощущение, что мы все придумали и быстренько сделали спектакль на животрепещущую тему. Как раскраску. А не то, что мы это прошли. Мне кажется, зритель не верит, что мы без воды можем жить, без многого необходимого.
Вот чего я боялся - вдруг будут думать, что мы спекулируем на теме. Мы не спекулируем, мы просто рассказываем о том, что было. Без приукрашиваний. Помните сцену, когда герой тащит пятилитровые канистры с водой? У нас действительно сейчас нет воды, и мы натаскиваем воду. Не бомбили по школам? И сейчас бомбят. Я до сих пор ребенка провожаю в школу. До сих пор не знаю, где с ребенком гулять в Донецке, где безопасно. Нет такого слова у нас - "безопасно". Не надо было, наверное, грузить своими проблемами петербургского зрителя. Потом подумал, ну почему бы нет?
Как работали над спектаклем?
Максим Жданович: Начинали в 2021 году. На 27 марта 2022 года была назначена премьера. Из-за начала СВО пришлось отложить работу на два года. Материал очень тяжелый. Я боялся, что зрители спроецируют его на СВО. Но он-то написан не о СВО, а о том, как начался вооруженный конфликт между Россией и Украиной, когда брат пошел на брата.

Я брал в работу много материала. В донецкой библиотеке взял и прочитал все книги Анны Ревякиной, мы списывались с ней, она присылала нам стихотворения. И актеры выбирали, кому какое отзывается, трогает, по сердцу. Здесь нет ни одного человека, которому не больно. Обсуждали постановку с Анной. Она приходила к нам, смотрела спектакль. Могу сказать, что это текст без бронзы, без надрывной патетики, живой и честный.
Кстати
Спектакль включен в лонг-лист Российской национальной театральной премии и Фестиваля-конкурса "Золотая маска" и в список 100 лучших спектаклей России 2023-2024 гг.