Мир Васнецова на канале Грибоедова: в поисках «идеала»

До завершения ретроспективной юбилейной выставки «Виктор Васнецов. К 175-летию со дня рождения в Корпусе Бенуа Русского музея остался месяц. До 23 июня петербуржцы и гости Северной столицы имеют возможность увидеть известные полотна художника из крупнейших российских музеев (Русского музея, Третьяковской галереи, Дома-музея В. М. Васнецова, Вятского художественного музея имени В. М. и А. М. Васнецовых, Музея-заповедника «Абрамцево и др.). Подробнее — в материале MIR24.TV.

Мир Васнецова на канале Грибоедова: в поисках «идеала»
© Мир24

Выставка объединяет около 120 произведений художника-основоположника неорусского стиля. Виктор Васнецов по праву считается первооткрывателем сказочного и фольклорно-этнического жанра, а потому большое внимание на выставке уделено его былинно-сказочным полотнам: «Аленушка, «Иван-Царевич на сером волке, «Ковер-самолет.

Кстати, последнее — «Ковер-самолет — было создано Васнецовым по заказу С.И. Мамонтова для оформления кабинета руководства Донецкой железной дороги. Любопытная параллель: путешествие на поезде воспринималось сродни полету на ковре-самолете.

Впервые петербургские зрители могут увидеть картину «Царевна-лягушка — одну из лучших работ цикла «Поэма семи сказок, задуманного автором еще в 1880-х-1890-х годах. «Царевну-лягушку Васнецов будет писать в течение 17 лет, в тяжелую годину войн и революций. Когда волшебный мир сказки, казалось, останется последним уголком добра и света на пылающей планете.

Еще одна сенсация выставки — грандиозное живописное полотно «Богатыри, которое впервые с 1899 года покинуло стены Третьяковской галереи. Идея создания этой знаменитой картины зародилась у Васнецова еще во время его учебы в Императорской Академии художеств. А первый эскиз «Богатырей, который также смогут увидеть посетители экспозиции, появился в 1874 году.

Для более полного погружения в «богатырскую тематику в зале выставлена кольчуга Федора Шаляпина, исполнявшего роль Ивана Грозного в опере Николая Римского-Корсакова «Псковитянка. Эта подлинная хевсурская кольчуга была приобретена на Кавказе художником Константином Коровиным специально для великого певца.

Виктор Васнецов писал: «В сказках, песне, былине сказывается весь цельный облик народа, внутренний и внешний. В зале, посвященном фольклорно-сказочной теме, неизменно много детей. Они радостно узнают знакомые картины, фотографируются на их фоне. Так, юная петербурженка Аня Чернышова поделилась своими впечатлениями от выставки: «Я очень люблю картину “Аленушка”. Мне давно хотелось увидеть ее своими глазами, по-настоящему, а не на картинке в книжке. Аленушка кажется мне печальной, но такой красивой! Хочется присесть с ней рядом и обязательно дождаться братца Иванушку.

Следует сказать, многие посетители выставки отмечают, что полотна Васнецова важно видеть «по-настоящему: репродукции не передают ни глубины красок, ни полноты эмоций.

«Я только сейчас рассмотрела, какие красивые одежды у Ивана-царевича и Елены Прекрасной! Как бережно художник вырисовывал каждую деталь, какое внимание уделял оттенкам!

Ценность выставки в том, что она не только открывает посетителям глаза на известные полотна, но и знакомит с менее известными страницами творческой биографии Виктора Васнецова. Например, он являлся создателем эскизов одежды служителей к празднику 300-летия царствования Дома Романовых, оформителем меню ужина на балу у московского генерал-губернатора великого князя Сергея Александровича.

Отдельный зал посвящен религиозной живописи Васнецова. Виктор Михайлович считал, что «в храме художник соприкасается с самой положительной стороной человеческого духа — с человеческим идеалом.

Этот «человеческий идеал художник постарался воплотить, расписывая стены Владимирского собора в Киеве. Когда историк искусства, критик Адриан Прахов, руководивший внутренней отделкой собора, пригласил Васнецова принять участие в работах, тот согласился не сразу. Художника волновала грандиозность задачи, способы ее разрешения. «Что можно сделать после таких мастеров, как Рафаэль и Мурильо, — говорил он, — чтоб критика не упрекнула в подражании.

Теперь у посетителей выставки Русского музея есть уникальная возможность буквально перенестись во времени и пространстве и увидеть потрясающие работы Васнецова: «Богоматерь с младенцем, «Архангел Михаил, «Отечествие.

«Нам дано для любви и утешения искусство, — полагал Виктор Васнецов, — только тогда и живешь во всю полноту, когда им увлекаешься, а когда устанешь, то — плохо!
промо изображение