Как пара журавлей: жизнеутверждающая премьера вышла в театре оперы и балета Самары

Действие поэмы, завершенной в 1946 году, происходит на родной писателю Смоленщине. "Дом у дороги" у Александра Твардовского - это хрупкий домашний очаг, внезапно оказавшийся в самой горячей точке Великой Отечественной войны. Балет, естественно, выводит сюжет в условный план. В 1984 году Владимир Васильев, до этого поставивший на музыку Валерия Гаврилина "Анюту", взялся за новый фильм-балет. На либретто Александра Белинского он поставил танец по мотивам поэмы Твардовского. Главные партии исполнил сам хореограф и его супруга, балерина Кировского (Мариинского) театра Ирина Колпакова. - Музыка Гаврилина откликается в моей душе с самого детства: отец дружил с Валерием Александровичем, - говорит музыкальный руководитель и дирижер-постановщик самарской премьеры Евгений Хохлов. - Сначала мы хотели сделать литературно-музыкальную композицию по мотивам поэмы Твардовского, наподобие программы "Александр Невский. Ледовое побоище" (12+) в нашем репертуаре. Но в процессе репетиций поняли, что это должен быть балет. В итоге одноактный спектакль в рекордные сроки поставил хореограф Дмитрий Антипов, у которого уже была концепция балета. Получилась эмоциональная история, рассказанная с помощью неоклассики. Спектакль звучит внятно и разговаривает со зрителем актуальным танцевальным языком. История эта, конечно, не про войну, а про любовь, которая переживет любые испытания. Если сравнивать поэму, телеспектакль Васильева и самарскую версию, то последняя получилась самой светлой и жизнеутверждающей. В поэме у Твардовского открытый финал. Из текста мы понимаем, что семья солдата жива и угнана в плен. Но герой возвращается на пепелище и строит дом будто для себя одного. Вернутся ли к нему жена и дети - неизвестно. Герою Васильева в телебалете тоже остается только вспоминать свой прекрасный танец с возлюбленной. У Антипова финал либретто говорит о цикличности и новых людях, которые строят новый дом. Но для зрителя очевидно, что у главных героев (Полина Чеховских и Николай Выломов) получилось воссоединиться после войны. Причем если у Твардовского и Васильева в центре сюжета - крестьянская семья, то Антипов переносит действие в большой многоквартирный дом. На сцене - условная декорация (художник Марина Евдоченкова). Ее можно описать как букву "П", составленную из двух обращенных друг к другу профилей. На нее проецируются окна того самого дома, в котором живут герои (художник по видео­контенту Дмитрий Громов). Из группы задорно пляшущих парней и девушек выделяется пара главных персонажей. Их история будет просто помещенной в "фокус" рассказа частью общей истории. После прощания и проводов мужчин дом будет разрушен войной. Солдатке придется сняться с места и укрываться с ребенком в заброшенном храме. Там ей явится то ли муж, то ли ангел, чтобы вместе танцевать с люлькой пронзительное адажио. В пересказе этот аллегорический сюжет звучит так же обобщенно, как в либретто хореографа. Но в реальности получается живой, легкий и лирический танец. Балетмейстер придумывает оригинальные поддержки, в которых герои предстают нежной парой неразлучных журавлей. Балет играют вместе с "Ленинградской симфонией". Объединенная программа называется "Пламя Победы" и посвящена 80-летию Победы в Великой Оте­чественной войне. Спектакль на музыку первой части Седьмой симфонии Дмитрия Шостаковича впервые появился в Мариинском театре в 1961 году. Либретто и хореографию создал Игорь Бельский. В Самаре уже в ХХI веке этот танцевальный эпос в стиле хореографического симфонизма поставил балетмейстер-репетитор Мариинского театра Вячеслав Хомяков.

Как пара журавлей: жизнеутверждающая премьера вышла в театре оперы и балета Самары
© СОВА
промо изображение