В Петербурге представили художественную выставку о главном друге человека
Русский музей повесил в одном из своих музейных пространств вывеску dog-friendly. Разумеется, образно. Но блистательно. В Мраморном дворце заработала крупная экспозиция "Жизнь замечательных собак", которая демонстрирует четвероногих друзей в русском быту и искусстве.

Они встречают посетителей еще перед входом в Мраморный дворец. Во дворе рядом с памятником Александру III разместились скульптуры собак из дерева и металла.
Внутри дворца зрителей ждет больше четырехсот произведений разных эпох - от XVII века до наших дней, - которые заняли все музейное пространство. Это первое исследование на тему животных в жизни человека настолько широкого масштаба.
Среди экспонатов - предметы живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, нумизматики, фотографии и дизайна. Среди имен такие известные деятели искусства, как Валентин Серов, Илья Репин, Борис Кустодиев, Кузьма Петров-Водкин, Владимир Лебедев. А среди представителей четвероногих - левретки, метисы, спаниели, французские бульдоги, мопсы, пудели, доберманы, немецкие овчарки и многие другие. Сколько всего тут собралось пород - сказать затрудняются даже организаторы. Экспонаты для выставки передали девять музеев, а также галереи и частные коллекционеры. И 90 процентов экспонатов - предметы из собрания Русского музея.
Как говорит директор Государственного Русского музея Алла Манилова, которой и принадлежит идея создания выставки, через все залы словно красной нитью протянута идея, что собака - главный друг человека, неразрывно идущий с ним по жизни. Выставка взывает к светлым чувствам, в которых нуждается каждый из нас, - любви, добру, преданности и доверию. Четвероногие компаньоны имеют особое значение и в жизни создателей выставки.
Главный эксперт Русского музея по творческим стратегиям, руководитель проекта Александр Боровский вспоминает немецкую овчарку, которая была у одного из жильцов дома, в котором он рос. Собака всегда охраняла детей и каждый день, в одно и то же время, разводила малышей по квартирам.
К созданию экспозиции привлекали и кинологов. Специалисты помогали атрибутировать произведения искусств. Все экспонаты сопровождаются жетонами с названиями пород изображенных четвероногих друзей.
Экспозиция открывается разделом, посвященным дружбе ребенка с преданным и надежным животным - собакой. В этой части представлен самый старый экспонат - "Портрет царицы Марфы Матвеевны", написанный неизвестным художником в конце XVII века. На полотне изображена вдова сводного брата Петра I c миниатюрной собачкой на руках. В этом блоке собрано множество портретов разных жанров - и каждый из них вызывает теплые эмоции. Например, на картине "Надя с собачкой" кисти Павла Чистякова - учителя Ильи Репина, - датируемой 1872 годом, изображена девочка в розовом платье, которая бережно держит на руках свою любимицу. На шее собаки-метиса завязан пышный красный бант.
Очень ярко присутствие собак в жизни человека передается в жанровой живописи. Так, на картине Павла Федотова "Завтрак аристократа" облик пуделя словно пародирует главного героя сцены.
В XVIII-XIX веках появилось множество портретов собак, принадлежащих известным семействам. Главное произведение этого тематического раздела разместилось в мраморном зале. Это картина Владимира Боровиковского "Портрет Екатерины II".
Как известно, императрица была знаменитой собачницей. Государыня изображена не как законодательница, победительница и просветительница, а в образе простой женщины на отдыхе, которая выгуливает свою левретку по кличке Земира.
Вокруг картины представлены платья дизайнера Татьяны Парфеновой. На подоле костюмов вышиты роскошные борзые. Собаки словно двигаются у ноги.

Множество изображений борзых представлено в разделах, посвященных псовой охоте и охоте с ружьем и собакой. Для художников XIX века эта тема была не просто сюжетом, а образом живого взаимодействия человека и природы. В этой части выставки можно увидеть искусно отчеканенные на монетах портреты борзых, скульптуры, изображающие собак, словивших добычу, и реалистичные живописные полотна псов, гонящихся за дичью.
С началом XX века и приходом эпохи авангарда появляется множество различных направлений, исканий и экспериментов. В этом же разделе находятся "концептуальные собаки" - это образы животных, несущие идею и ее воплощение в самых разнообразных материалах.
Здесь представлены и силуэты собачек из воздушных шариков, сделанных из кусков арматуры, и двухметровая надувная собака, украшенная граффити, и watchdog - пес с камерой видеонаблюдения вместо головы.
Не обделен вниманием и образ четвероногих друзей в народном искусстве. Это целая большая витрина с дымковскими и богородскими игрушками.
Заканчивается экспозиция залом, посвященным героическим животным. Это и собака Павлова, и знаменитые "космонавтки" Белка и Стрелка, служебные собаки, а также четвероногие компаньоны, сопровождающие человека на Севере.
Кстати
Питомец имел большое значение и в жизни императора Александра III. У правителя был любимейший пес породы лайка по кличке Камчатка. Собаку монарху подарили моряки, вернувшиеся из кругосветного путешествия. Матросы подобрали ее в порту Петропавловска-Камчатского - так лайка и обрела свое имя. Монарх души не чаял в своем питомце и самостоятельно его выгуливал. Камчатка полюбился и всей царской семье, несмотря на то что у императрицы Марии Федоровны, например, была и своя собака.
В 1888 году Александр III, возвращаясь из Крыма в Петербург с супругой и детьми, попал в железнодорожную аварию. Царская семья чудом выжила в страшной катастрофе, но под обломками вагона погиб Камчатка. Утрата четвероногого друга стала для императора невосполнимой. К этой личной трагедии он возвращался до конца своих дней. Александр III писал Марии Федоровне: "У меня опять слезы на глазах, вспоминая про Камчатку, ведь это глупо, малодушие, а что же делать - оно все-таки так! Разве из людей у меня есть хоть один бескорыстный друг; нет и быть не может, а пес может быть, и Камчатка был такой".