Вместе с Ходорковским и Чичваркиным. «Другая Россия» актрисы Лии Ахеджаковой

Времена зенита славы Лии Меджидовны давно миновали, тем не менее, оказывается, она до сих пор способна взбаламутить общественное мнение. Вот и в мае она умудрилась устроить скандал с международным выхлопом.

Вместе с Ходорковским и Чичваркиным. «Другая Россия» актрисы Лии Ахеджаковой
© runews24.ru

Беглые олигархи, Бастрыкин и Сорян

Её увидели на фото и видео в Лондоне, но это ещё полбеды. Там она беседовала с опальными и крамольными беглыми олигархами Ходорковским и Чичваркиным (оба признаны иноагентами в РФ). Это вновь вызвало возмущение у российских патриотов.

«Ведь она выходит сухой из воды за действия, которые невозможно понять и простить» - абсолютно резонно заметил пранкер Сорян.

Мы понимаем: у Александра Иваныча и так дел хватает. Но выходки Ахеджаковой - это что-то... 

Он вновь попросил главу СК РФ Александра Бастрыкина провести проверку в отношении пока ещё народной артистки России. И впрямь, ситуация двусмысленная: эта дама, прежде всего за рубежом, регулярно спокойно позволяет себе высказывания, за которые на родине потеряла бы и работу, и возможно, свободу. Но – решения пока нет.

Какова причины такого поведения немолодой уже (86 лет) актрисы? Сказать сложно. Однако можно сделать своего рода «аналитическую реконструкцию».

Как травести стала советской легендой

Звезда Ахеджаковой начала восходить в далёком 1960-м. Она обретала свою неповторимую манеру игры и образ через самые разные роли в Московском ТЮЗе. В постановке «Будьте готовы, Ваше высочество!» она играла озорного Тараску Бобунова. В «Я бабушка, Илико и Илларион», - уже мудрую бабушку, показывая грани таланта перевоплощения.

На сцене «Современника»

Заговорили же о ней всерьёз после того, как в 1977 году Ахеджакова перешла в московский «Современник». А это был театр, что смешивал в своём «миксе» невероятное: авангардные веяния с социальной искренностью. Зато и был любим взыскательной публикой столицы, требовавшей нового.

Ей, актрисе с весьма специфичной внешностью и амплуа травести, удалось показать, что у неё действительно есть и энергия, и талант. Зина в «Мы едем, едем, едем...», Рахель в «Трудных людях» - так блистали грани её таланта. Её странность, по-современному, фриковость, обращались на сцене в подлинность, искренность. Она стала частью большого мифа «Современника» о котором знали как в Москве, так и во Владивостоке или Париже.

Лучший человек в профессии

Гибкая, энергичная и смелая актриса нравилась не только театралам. Её оценили и режиссёры, которые давали ей самыё разноплановые роли. От лёгких и непринуждённых до трагикомических и экспериментальных. С театральных подмостков Ахеджакова в 1970-х годах шагнула в кино и её слава окончательно стала всенародной.

 «Весёлая компания»: с иноагентами Макаревичем и Белым

Но всё это было в 1960-х-70-х, во времена, которые уже сами стали легендой. А что ныне? А ныне Лия Меджидовна говорит, к примеру, вот такие вещи:

«Что такое «иноагент»? Это должен быть человек, который за деньги ходит, разнюхивает что-то, разрушает нашу жизнь. Но почему это «звание» присваивается лучшим людям в профессии?», - ещё и скромно заметила она уже после отъезда из России за рубеж на фоне начала СВО.

Своим отъездом Ахеджакова подставила и страну, и театр, который сделал её легендой. В «Современнике», говорят, чертыхались даже администраторы, когда приходилось принимать обратно билеты от «невъехавших» зрителей: «Как это Ахеджаковой не будет?!»

Но свободолюбивый Запад не оценил

Карьера на «свободном Западе» не особо заладилась. Да, есть эмигрантская субкультура – от Прибалтики и Лондона до Бангкока русский человек заметен, скажем так. Однако только на этого зрителя рассчитывать нельзя.

Гастроли с моноспектаклем «Мой друг Вениамин» по Германии, Латвии и Польше «не выстрелили». Залы были пустыми, критики помалкивали. Европа была равнодушной.

И тут сложно сказать, почему. Может потому, что у Европы в санкционном угаре, который ударил по своим же гражданам, было своих забот невпроворот. Может потому, что «для них» Ахеджакова – всё та же «ненавистная русская», которым доверять нельзя. Факт в том, что не нужна она там оказалась. По большому счёту.

Но упёртости её это не поколебало. Она смело продолжила бросать вызов всем, даже Европе. На концерт в Бремене она зачем-то припёрлась с украинским флагом. Даже немцы восприняли это как провокацию. У нас на неё открыли дело о дискредитации армии.

Женщина, которая верна себе

Ну а в начале 2023 года она и вовсе исчезла из поля зрения. Обострились болезни и временно она не смогла играть.

Когда же она вернулась к гастролям в 2025 году, в Лондоне, Ереване и иных местах, то стало понятно, что она делает в реальности – просто налаживает связи с теми самими «беглыми» - олигархами, деятелями, культуры и политики. «Другая Россия», так сказать. Вот бы удивился покойный Лимонов, какое наполнение придумали в наше время этому определению. А ведь у него даже книга была с таким названием.

Митингово-протестное, не лучшее амплуа Ахеджаковой 

В чём же причина такого «оборота» Ахеджаковой? Но можно сказать, что никакой измены и не было. Ахеджакова верна себе. Она с девяностых – в последовательно прозападно-либеральном лагере. И Ельцина поддержала в октябре 1993 года, и всегда выступала за либеральную оппозицию. Те, кто следит за ней, давно знают о её «общественной позиции».

Кривое дерево

Почему так? О, тут всё дело в советской действительности. После развенчания Сталина у властей с творческой интеллигенцией был негласный пакт своего рода.

«Мы вас особо не трогаем, вы соблюдаете «рамки приличий» и не «бомбите» против советского строя» - примерно так можно его описать.

За лицемерный союз с властью советской интеллигенции пришлось расплатиться: сформировать странную, порой извращённую культуру «с фигой в кармане». Слева направо: Михаил Кольцов, Андрей Вознесенский, Белла Ахмадуллина, Евгений Евтушенко 

Советский творец вынужден был на него пойти, дабы иметь возможность строить карьеру. И поэт Вознесенский писал «по заданию Кремля», как отмечала The New York Times, и скульпторы не гнушались ваять бюсты и памятники вождю мирового пролетариата. Между делом повторяя про себя строки:

«Художник первородный – всегда трибун/В нем дух переворота/И вечно - бунт».

Вот из этого двоемыслия и выросли современные Пугачёвы и Ахеджаковы. Так сказать, искажения в развитии. Будем только надеяться, что после окончания СВО государство не будет спускать это на тормозах.

промо изображение