Уникальная выставка, посвященная работе иркутских микробиологов и эпидемиологов в военные годы, открылась в Музее истории города Иркутска им. А.М. Сибирякова в дни празднования юбилея Победы.
Экспонаты собрал и предоставил Научный центр проблем здоровья семьи и репродукции человека - преемник легендарного Иркутского института эпидемиологии и микробиологии (ИЭМ), созданного в Сибири более ста лет назад. В музейных витринах - архивные документы, уникальные фотографии, личные письма, инструменты и даже форменная одежда эпидемиологов и микробиологов военного времени.
- Мы буквально по крупицам восстанавливали этот период работы нашего института. Искали информацию в областном архиве, изучали газеты военного времени, общались с родственниками сотрудников военного времени, - поделилась директор НЦ ПЗСРЧ, член-корреспондент РАН, доктор медицинских наук Любовь Рычкова. - Главной задачей для себя мы видели вспомнить и назвать людей, которые героически стояли на своем фронте - против болезней и эпидемий.
В Сибири во время войны не было допущено ни одной эпидемии. Хотя для этого были все предпосылки: переполненные эвакогоспитали; десятки тысяч работников промышленных предприятий, переброшенных за Урал, подальше от фронта; стесненные условия жизни в бараках и голод... Все могло спровоцировать вспышки брюшного тифа, дизентерии, дифтерии, туберкулеза, оспы.
Эпидемий удалось избежать в первую очередь благодаря героической и прекрасно организованной работе ИЭМ. Исторический факт: уже к 1942 году выросло производство тривакцины (в четыре раза по сравнению с довоенным объемом!), противодизентерийных таблеток и бактериофага, противостолбнячной и моновалентных сывороток против возбудителей газовой гангрены. А с 1943-го начался выпуск дизентерийной подкожной вакцины, сухого дизентерийного бактериофага и пентавакцины.
Бакпрепараты, изготовленные в Иркутске, ежедневно сотнями тысяч доз отправляли в Бурятию, Якутию, Тыву, Владивосток, Новосибирск, Читу, Красноярск, Хабаровск, Челябинск, Москву и даже в Монголию. А кроме этого, в них остро нуждался фронт. Нужно было много вакцин и сывороток!
Отдельные витрины экспозиции посвящены директорам ИЭМ. Так, например, благодаря родственникам, которые бережно сохранили фотографии, письма, газетные вырезки и воспоминания, удалось восстановить многие факты биографии Бориса Иосифовича Мирского, который руководил институтом в 1941-1943 годах.
- В декабре 1941 года я прибыл в Иркутский институт с группой специалистов из других ИЭМ, - писал Борис Мирский в своих воспоминаниях. - Несмотря на огромные трудности, наш институт сумел освоить новые производственные помещения, переданные нам (конюшни ипподрома, помещение бывшей кафедры Иркутского мединститута и другие). Кроме того, были трудности в ампулах, посевной посуде, агаре и других материалах. Приходилось разыскивать недостающие материалы в любых местах и с помощью областного комитета партии и облисполкома нам это удавалось. ... С каким энтузиазмом сами врачи и средний персонал участвовали в фасовке и упаковке в ящики готовой противостолбнячной и противогангренозной сывороток. Никто не считался ни со временем, ни с силами, ни со своими переживаниями.
По воспоминаниям заместителя директора ИЭМ по производству Раисы Михайловны Бункус, донорами сырья для изготовления вакцин и сывороток были лошади.
- Трудностей было, конечно, много. Все производственные дела выполняли женщины. Сыворотку получали от лошадей, которых обслуживали сами, добывали для них корм, дежурили около животных по очереди, но голод... голод... победить было невозможно, - описывала она работу сотрудников института. - Каждое утро недосчитывались по пять-шесть лошадей. Готовые препараты старались скорее отправить по назначению. На лошадях, редко на машинах, а чаще просто на санках, ящики целебных лекарств доставляли на вокзал. Работа, работа, день... ночь... до утра, и ни одного слова об усталости. А в свободные от работы часы шли к раненым, писали за них письма, читали книги. Так шли дни, месяцы, годы...
Кроме производства препаратов большая ответственность лежала на эпидемиологическом отделе института, который первым реагировал на опасность. Только в 1943 году сотрудники совершили 24 выезда в очаги инфекций. Эпидотдел помогал в создании новых баклабораторий в Иркутске, Усолье, Черемхово, обучал персонал. Врачи и средние медработники ИЭМ ежедневно проводили санитарно-профилактическую работу.
Несмотря на постоянное повышение плана выпуска препаратов, ученые ИЭМ не прекращали научный поиск: работали над усовершенствованием и упрощением методов специфической профилактики и изготовления лечебных сывороток, искали заменители при изготовлении бакпрепаратов.
Так, к примеру, во вновь созданной лаборатории раневых инфекций исследовали актуальные проблемы бактериологии и иммунологии. В ней изучали патогенез послесраневых осложнений, в частности остеомиелитов, микрофлору долго незаживающих ран и инородных тел при осколочных ранениях. Была изучена роль стафилококков в генерализации инфекций, усовершенствованы методы специфической терапии стафилококкового сепсиса.
Выставка "Героическая история Иркутского института эпидемиологии и микробиологии" будет работать в музее истории до сентября. Ее материалы собраны в монографии, также изданной накануне 80-летия Победы.