В Печорах открыли памятную доску в честь художника Николая Рериха

Доска установлена к 90-летию издания пакта Рериха, первого в истории международного договора о защите и сохранении культурного наследия. Идея установки мемориальной доски принадлежала Псковскому краеведческому сообществу и была реализована благодаря поддержке благотворительного фонда имени Елены Рерих.

В Печорах открыли памятную доску в честь художника Николая Рериха
© Российская Газета

И это неслучайно. Имя Николая Константиновича Рериха, выдающегося деятеля мировой и отечественной культуры, художника, философа, путешественника и общественного деятеля, неразрывно связано с Псковской землей. Он гордился тем, что его бабушка, Татьяна Ивановна Коркунова-Калашникова (ур. Иванова), была "коренная псковичка". В детские годы, неоднократно бывая на Псковщине, он вобрал красоту, историю и культуру Псковского края. Его мать, Мария Васильевна Рерих (ур. Калашникова), родилась в городе Острове Псковской губернии.

Первые самостоятельные археологические исследования Николая Константиновича также связаны с Псковской землей, Порховским уездом. Одна из первых самостоятельных художественных работ Николая Рериха "Пскович" (1894) посвящена героической обороне Пскова от войск Стефана Батория.

В 1903 году Николай Константинович вместе со своей супругой Еленой Ивановной по заданию Императорского общества поощрения художеств приехал в Печоры для научно-исследовательской и художественной работы. Особенное впечатление на Рериха произвело посещение Псково-Печерского монастыря. "Наш монастырь особенный, - писал он. - Отойдите в темную ночь подальше от монастыря да оглянитесь вокруг. Кругом - мрак беспросветный, зги не видать, а над монастырем светло"...

В своем путевом дневнике он напишет: "...Печоры. Одно из самых лучших мест средней Руси. В 20 верстах от Изборска. Монастырь получил развитие еще при Иоанне Грозном. Много раз отбивался от литовцев и рыцарей. Замечательный уют. В глубине оврага дворик, уставленный странными разноцветными зданиями. Многие из них уже попорчены и следовало бы их привести в надлежащий вид. Кругом по вершине холмов стены. Интересен вход с огромным образом над воротами. Старая ризница, звонница с раскрашенными часами, пузатые домики с непропорциональными главками дают особое впечатление. Печоры мало знают, да и то большинство не дает себе отчета, в каком замечательном месте оно находится". И еще: "Можно долго прожить в этом месте, и все будет хотеться еще раз пройтись по двору, окруженному старинными пузатыми зданиями, красного и белого цвета, захочется пройти закоулком между ризницей и старой звонницей"...

Художник отмечал, что Псковская земля красива и богата древними памятниками. Здесь он написал серию картин "Вид на Печерский монастырь", "Большая звонница", "Ризница Печерского монастыря", "Труворово городище" и другие. Две работы Рериха сейчас находятся в Музее истории города Печоры. Их в 1974 году подарил архимандрит Псково-Печерского монастыря Алипий (Воронов).

Будучи в Индии, вдали от родины, художник неоднократно возвращался к теме родной псковской земли. Древние храмы Псковщины, Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря, памятники Псково-Печерской обители становятся главным лейтмотивом целого ряда его картин, среди которых полотна из серии "Санкта" (1922), картины "Старый Псков" (1922), "Звенигород" (1931), "Земля Славянская" (1931), "Пасхальная ночь" (1934) и многие другие. Эти прекрасные работы, украсившие лучшие собрания России и зарубежья, прославили псковские памятники на весь мир.

Мемориальная доска расположилась на "Доме Стрембицких" на Псковской улице, 31. Именно в этом доме жила семья Рерихов. В торжественной церемонии открытия приняли участие сотрудники администрации, краеведы, педагоги, деятели культуры, музейщики, культурная общественность из Москвы и Подмосковья, Санкт-Петербурга, Пскова и Острова.

Председатель псковского регионального отделения Союза краеведов России Тамара Вересова увековечивание памяти о Николае Рерихе назвала важным событием для региона: "Знаковое событие для нашей древней земли, которую художник очень любил. У Рериха есть целый цикл картин, посвященный Изборску, Печорам, Пскову, Порхову…"

О духовном завещании художника потомкам напомнил Павел Журавихин, руководитель фонда Елены Рерих: "Будучи вдали от родины, в Гималаях, Рерих написал: "Вот что завещаю вам всем. Любите Родину. Любите народ русский. Любите все народы на всех необъятностях нашей Родины. Пусть эта любовь научит полюбить и все человечество… Мы любовью к Родине богаты".

Ранее мемориальная доска русскому художнику, писателю, путешественнику и общественному деятелю Николаю Рериху появилось на доме купца Калашникова в Острове.

Наиболее известные работы Николая Рериха, на которых он запечатлел образы Псково-Печерской обители

Печоры. Большая звонница Псково-Печерского монастыря. 1903 год. Музей искусства народов Востока, Москва.Печоры. Внутренний вход со старой звонницей. 1903 год. Музей искусства народов Востока, Москва.Печоры. Внутренний двор. 1903 год. Музей искусства народов Востока, Москва.Печоры. Вход в монастырь и стена с переходом. (Печоры. Ворота. Внутренний вид). 1903 г. Собрание Л.А. Федуна. Россия. МоскваПечоры. Монастырские стены и башни. (Башня Верхних решёток и прясла стен). 1903 год.Печоры. Монастырские стены и башни. Наружные стены. (Тайловская башня). 1903 год.Печоры. Ризница. 1903 год. Музей искусства народов Востока, Москва.Печоры. Полуверка. 1903 год. Музей искусства народов Востока, Москва.Псково-Печерский монастырь. 1907 год. Собрание В.А. Дудакова и М.К. Кашуро. Россия. МоскваИ несем Свет. Серия "Санкта". 1922 год. Собрание Международного Центра Рерихов, Москва

Составил Дмитрий Ревякин

промо изображение