Кожевенное искусство. Как в Казахстане возрождают древнее ремесло?
Кожевенное ремесло —одно из древнейших проявлений культуры казахского народа, уходящее корнями в эпоху кочевников. Это ремесло занимало особое место. Мастера кожевенного дела обеспечивали народ необходимой утварью и предметами быта, изготовленными из шкур домашних и диких животных. Благодаря усилиям современных мастеров и исследователей, таких как Нурлан Джакибаев, забытые традиции получают новое дыхание.
В условиях сурового климата и постоянных перемещений в степи кожа отличалась прочностью, гибкостью и универсальностью. Ее изготавливали из шкуры крупного рогатого скота, лошадей, овец и даже верблюдов. Мастера изготавливали посуду, сумки, ремни, седла, уздечки, а также предметы религиозного и обрядового значения.
В основном, кожевенное ремесло у казахов передавалось по наследству. Каждый мастер имел свои уникальные методы обработки и декора, секреты которых держались в тайне. Особое внимание уделялось орнаменту —он нес в себе символический смысл. Геометрические узоры, зооморфные мотивы и стилизованные изображения природы служили оберегами и знаками принадлежности к определенному роду.
Сегодня кожевенное искусство в Казахстане вновь привлекает внимание — как на уровне ремесленников, так и среди дизайнеров и художников. Возрождаются старинные техники, проходят мастер-классы, фестивали ремесел и выставки народного искусства. Некоторые мастера адаптируют древние мотивы под современную эстетику —изготавливают кожаные сумки, украшения и аксессуары с национальным колоритом.
Нурлан Джакибаев преподает художественный труд в сельской школе-гимназии №1 в поселке Шубаркудук, Темирского района Актюбинской области. Но его деятельность давно вышла за рамки школьных кабинетов. Он —исследователь, наставник, популяризатор и ремесленник в одном лице.
Мастер-кожевник создает кнуты, традиционные сосуды для напитков —торсыки, камчи, коржыны и другие элементы казахского быта, сохраняющие дух национального ремесла. Его работы выставлялись не только на региональных и республиканских выставках, но и за рубежом.
Одним из преимуществ, позволивших глубоко погрузиться в ремесло, стало доступное сырье. По словам Нурлана, в его родном поселке шкуры животных были всегда в наличии, и потому дефицита в материалах не возникало. Для выделки он использует только натуральные материалы: айран, солому, древесину. Красители — исключительно растительные, добытые в казахской степи. Некоторые процессы, например, замачивание и копчение кожи, могут занимать до 25 дней. Как рассказывает собеседник, он изучил музейные экспонаты и на их основе восстановил старинную технологию выделки кожи и изготовление утвари.
«Во времена Великого Шелкового пути казахские ремесленники славились своим мастерством в выделке кожи, и именно с территории современного Казахстана закупалась одна из лучших кож на всем торговом маршруте. Однако с течением времени многое изменилось. Появление массового фабричного производства и использование химических компонентов вместо натуральных при обработке кожи сузили область ее применения. Исторический поворот произошел после Октябрьской революции: во времена репрессий многие мастера были вынуждены покинуть родину, и часть из них переселилась в Турцию. Именно там кожевенное искусство продолжило свое развитие — и сегодня турецкая кожа по праву считается одной из лучших в мире. На сегодняшний день, к сожалению, в Казахстане мастеров-кожевников осталось мало. В нашей Актюбинской области я знаю только одного коллегу, кто по-настоящему продолжает традиции кожевенного искусства. Поэтому важно передать знания молодому поколению, чтобы оно не было утрачено.
Нурлан Джакибаев больше 30 лет не только обучает учеников мастерству, но и ведет активную научно-исследовательскую работу.
Занятия педагога проходят и в уютной мастерской рядом с его домом. У него есть свой проект под названием, который направлен на возрождение и популяризацию утраченных ремесленных практик. В нем объединились этнография, искусство и педагогика. Особое внимание уделяется экологичности технологий: используются только натуральные материалы, растительные красители, традиционные способы дубления, копчения и шитья. На его уроках труда дети не просто учатся работать руками —они погружаются в историю, культуру, философию казахского народа.
Джакибаев вместе со своими учениками проводит мастер-классы, он разработал учебные модули и внедрил курс профориентации на базе художественного труда, что позволило интегрировать традиционные знания в современную школьную систему.
Главной темой научного исследования и творчества Нурлана стала саба — традиционный казахский сосуд из конской кожи, используемый для брожения напитка из кобыльего молока —кумыса. Он отличается сложной технологией и высоким художественным стилем. В его работе саба рассматривается не только как утилитарный предмет, но и как культурный символ. Саба символизирует почтение к гостю, щедрость и достаток, что делает ее важным элементом казахского менталитета. Каждый сосуд мастера неповторим и несет в себе дух творческого подхода.
«Традиционная кожаная посуда ценится не только за прочность, но и за способность сохранять полезные свойства кисломолочных напитков таких, как кумыс или шубат. Результаты научного исследования позволяют использовать сабу в современном коневодстве для ферментации и хранения кумыса, а также в этноаульных комплексах как элемент национального интерьера и туристического объекта, — говорит мастер.
Что касается производственного процесса, то он включает множество этапов: замачивание кожи в соляно-кислотной среде (на основе ржаной муки и сыворотки), очищение, бритье, копчение, окрашивание натуральными красками, формирование изделия и декоративная отделка. Все эти этапы требуют большого терпения, знаний и навыков, что делает изготовление сабы подлинным искусством. Для обработки кожи необходимо около 100 литров айрана.
Сегодня, на фоне возрастающего мирового интереса к казахской национальной культуре и кухне, изделия, создаваемые мастером и его учениками, становятся неотъемлемой частью этого культурного возрождения.
Благодаря проекту Нурлана Джакибаева изготовленная им самая большая саба объемом 80 литров была представлена на Всемирных играх кочевников в 2024 году в Астане, где заняла первое место. Эта победа стала не только признанием мастерства, но и вкладом в популяризацию национальных ремесел.
Мастер-кожевник предлагает внести искусство создания сабы в список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО, тем самым сохранив его для будущих поколений.