"РГ" посвятила статью особенному выставочному проекту. В ней приводятся слова генерального директора Государственного Эрмитажа Михаила Пиотровского, что "Три нидерландские Мадонны" – одна из важнейших выставок для музейной жизни, так как посвящена реставрации, а ничего важнее этого искусства в музее нет. Кроме того, в ходе реставрации музейщики провели исследования, которые привели к открытиям. Хотя все картины хранились в фондах Эрмитажа – но до восстановления ими вплотную не занимались. Выставку составили произведения фламандских мастеров – Яна Провоста и Яна Госсарта (Мабюзе). Смысловой центр ее – полотно "Мадонна во Славе" Яна Провоста, написанная в первой четверти XVI века. Картине более 500 лет, но большую часть из них она была недоступна широкой публике. Ибо религиозный сюжет писался для собора Святого Донациана в Брюгге. Вскоре пришла Реформация, и "Мадонну во Славе" замуровали в одну из стен храма, чтобы спрятать от иконоборцев. В конце XVIII века собор Святого Донациана был снесен. И тогда "Мадонна во Славе" явилась миру из руин. Особенность шедевра еще и в том, что Провост рисовал его прямо на доске, без предварительных эскизов. Процессу сотворения картины посвящен специальный фильм, который транслируют в зале Эрмитажа. В нем же рассказывается, как Мадонна попала в российский музей. Поистине в христианский вид картину привели в Лаборатории научной реставрации станковой живописи Эрмитажа. Другое творение Провоста, "Мадонна с младенцем", тоже пережило многое на своем веку. Куратор выставки Николай Зыков поясняет публике, что Мадонна являлась частью более крупной картины и была из нее выпилена, а затем к образу для симметрии приделали дощечку с правой стороны. Теперь сотрудники Эрмитажа мечтают о том, чтобы где-то чудом – как порой происходит в музейной практике – обнаружились фрагменты той самой первоначальной мегакартины. Другая "Мадонна с младенцем" из фондов музея принадлежит кисти Яна Госсарта по прозвищу Мабюзе. Долгое время она считалась копией, а первоисточник – утраченным. И вот в процессе реставрации современные технологии позволили установить: это оригинал! Подтверждением послужила еще одна выразительная деталь. Современники описывали Мадонну, изображенную на этой картине, как одетую в ярчайшие ультрамариновые ткани, цвет которых казался только что нанесенным. И во время химической реставрации тусклое серое одеяние Мадонны постепенно обрело тот самый лазурный цвет. Совершен не только научный, но и эстетический прорыв. "Три нидерландские Мадонны" все лето и начало осени будут демонстрироваться в одном зале, а затем перейдут в постоянную экспозицию нидерландского искусства Эрмитажа.