История, достойная балетной сцены. Как «император Большого театра» Юрий Григорович нашел свою музу Наталию Бессмертнову
Первой женщиной в жизни балетмейстера Григоровича была Алла Шелест — балерина Кировского театра (ныне Мариинский), с которой он работал ещё в Ленинграде. Именно она стала первой исполнительницей главных партий в его ранних постановках — «Каменный цветок» и «Легенда о любви». Но в начале 60-х годов Григорович переехал в Москву, где ему предложили должность главного балетмейстера в Большом театре. Связь с Шелест оборвалась, и вскоре она вышла замуж за другого хореографа — Рафаила Вагабова, прожив с ним три десятилетия.
Москва, я люблю тебя!
Москва встретила Григоровича не только возможностями для творчества, но и новой любовью — Наталией Бессмертновой. Она окончила Московское хореографическое училище в 1961 году и сразу же попала в труппу Большого театра. Ещё до прихода Григоровича её талант заметила легендарная Галина Уланова, которая восхищалась молодой балериной, исполнявшей даже эпизодические роли с потрясающей выразительностью.
Но настоящий взлёт карьеры Наталии начался с приходом Григоровича в театр. Он стал главным балетмейстером в 1964 году, а через год премьера его возрождённого балета «Легенды о любви» принесла Бессмертновой первую главную роль — Ширин. На сцене выступили и другие легенды советского балета такие как Майя Плисецкая и Марис Лиепа. Звёздный состав и блестящая хореография сделали этот спектакль событием масштабным и знаковым.
Бессмертный дуэт
Романтические отношения между Юрием Григоровичем и Наталией Бессмертновой начались позже. Наталья уже была замужем – её муж, инженер, поддерживал супругу, приходил на все спектакли, дарил цветы. Но чувства к Григоровичу оказались сильнее. В 1968 году Наталия развелась и вышла замуж за человека, ставшего её соратником, вдохновителем и партнёром по жизни.
Связь между Григоровичем и Бессмертновой вызвала много споров. Некоторые критики обвиняли режиссёра в предвзятости, считая, что именно из-за брака Наталия получала главные партии. Однако Григорович всегда отвечал, что создает свои спектакли для великой танцовщицы, а не для жены. И это было правдой — Бессмертнова была истинной звездой, чья техника, пластичность и эмоциональная глубина завораживали публику.
Она танцевала во всех премьерах Григоровича, от «Спартака» до «Жизели» и «Баядерки». После завершения сценической карьеры Наталия перешла к преподавательской деятельности, продолжая быть рядом с мужем, особенно после его ухода из Большого театра в 1995 году. Они вместе работали с зарубежными труппами, путешествовали по миру, сохраняя связь, которая выдержала время, болезни и перемены.
Любовь на всю жизнь - и даже больше
В начале 2000-х Григорович вернулся в Большой театр, и Бессмертнова помогала ему восстанавливать знаменитые спектакли. Но в 2008 году её жизнь оборвалась — она умерла от онкологического заболевания. Григорович неоднократно говорил, что её потеря стала для него невосполнимой потерей опоры и вдохновения.
Теперь судьба свела их снова. По завещанию Юрия Григоровича, его прах будет захоронен рядом с женой на Новодевичьем кладбище — так, чтобы они вновь могли быть вместе, вне времени и пространства. Церемония прощания состоится в Большом театре, а в память о мастере покажут балет «Легенда о любви» — тот самый, с которого началась их совместная история.
Эта история — не просто любовный треугольник или драма творческой элиты. Это повесть о двух людях, чья связь строилась на общих идеалах, искусстве, бескомпромиссности и страсти. Юрий Григорович и Наталия Бессмертнова — символ эпохи, где любовь и искусство были едины, а каждый шаг на сцене был шагом к вечности.