Плывущим фестивалем после легендарного КРОКа уже трудно удивить. Но КРОК - фестиваль мастеров анимации. А ГИТИС, который второй год подряд устраивает фестиваль-лабораторию на Волге, делает театральный фест. А это значит - надо везти с собой декорации, костюмы, реквизит… Дело дорогое, хлопотное. И без поддержки Президентского фонда культурных инициатив и, естественно, представителя президента в Приволжском федеральном округе вряд ли могло быть сделано. Словом, это настоящая театральная гастроль, которая позволяет студентам, молодым актерам и себя показать на новых театральных сценах, и мир посмотреть. В этом году ГИТИСFEST будет посвящен 165-летнему юбилею со дня рождения Антона Павловича Чехова.
Фестиваль проводится второй год, но уже подрос до международного уровня. Впервые принимает участие в фестивале Шанхайская театральная школа и театральное училище при Кыргызском национальным академическом театре драмы им. Т. Абдумомунова (г. Бишкек). Среди 152 счастливцев, участников феста, которые 25 мая отплывут из Москвы на теплоходе "А.С. Попов", - 20 студентов-актеров из Китая и Кыргызстана, а также лауреаты Окружного фестиваля "Театральное Приволжье", выпускники, студенты, педагоги ГИТИСа и студенты профильных театральных школ Приволжского федерального округа.
Ректор ГИТИСа Григорий Заславский стал художественным руководителем феста. Он признается, что поначалу идея плавучего феста показалась ему авантюрной: "Но в театральном искусстве из авантюр очень часто рождаются великие дела. Авантюрное начало крайне важно в любом творческом процессе. Пример тому - Московский Художественный театр: люди просидели в ресторане 18 часов, пообедали, и родился главный театр XX века. Поддержав "авантюру" с теплоходом, я оказался прав. В прошлом году все закончилось феерически - такого количества восторженных отзывов у нас не имел ни один проект".
ГИТИСFEST развернет работу в Нижнем Новгороде, Самаре, Саратове, Чебоксарах, Казани. В каждом из пяти городов будет остановка на 5 часов. Как рассказывает руководитель фестиваля Янина Незванкина, "за это время театральные команды должны успеть прийти в театр, осмотреть сценическую площадку, провести пробные репетиции и выйти к зрителям". Причем в программе будет 3-4 эскиза по 20 минут. А после еще предусмотрена встреча со зрителями, где модераторами станут студенты театроведческого факультета ГИТИСа.
Задача тут у актеров, как у Юлия Цезаря: прийти, увидеть, победить - сердца зрителей, разумеется. И ставка делается отнюдь не на экспромт. Актеры знают, что лучший экспромт тот, что хорошо подготовлен. Режиссер и драматург Екатерина Гранитова-Лавровская, которая как раз готовит со студентами эскизы уже несколько месяцев, подчеркивает, что "главная установка для творческих команд - минимализм и универсальность приемов; очень интересно увидеть художников в условиях "бедного театра", для них это серьезный тренинг". И добавляет: "Я была поражена, что ребята, выбирая чеховские произведения для постановки, ни разу не повторились в названиях при выборе отрывка. Надеюсь, все у них получится".
Чего же больше? А больше - образовательная программа. Фест включает мастер-классы мэтров ГИТИСа по актерскому мастерству, сценическому движению, сценической речи и режиссуре.
Между прочим, в программе феста не только студенческие постановки, но и спектакли мастеров, успевших получить известность. Выпускница ГИТИСа, китаянка Ичэнь Лю поставит на сцене Чебоксарского академического драматического театра отрывок спектакля по рассказу А.П. Чехова "Невеста". К просмотру точно рекомендовано: предыдущий спектакль "Чайная", поставленный Ичэнь Лю в театре "Et cetera", вошел в лонг-лист "Золотой маски".