Рамблер
Все новости
В миреФильмы и сериалыФутболНовости МосквыОтдых в РоссииХоккейПолитикаОтдых за границейЕдаОбществоАктерыЛайфхакиПроисшествияКрасотаПсихологияНаука и техникаШоу-бизнесЭкономикаТрендыВоенные новостиКомпанииАналитикаЛичный счетИгрыНедвижимостьДетиФигурное катаниеДом и садЛетние виды спорта
Личные финансы
Женский
Кино
Спорт
Aвто
Развлечения и отдых
Здоровье
Путешествия
Помощь
Полная версия

Лестница из кошмаров и экраны с помехами: как в самарском "Доме 77" прошла "Ночь музеев"

Место с историей "Дом 77" находится в Самаре на Ленинградской, 77. Здание построил в 1880-х неизвестный архитектор по заказу Антона Шихобалова. Антон Николаевич Шихобалов - купец 1-й гильдии, миллионер, коммерции советник с 1907 года, общественный деятель, благотворитель, почётный гражданин города Самары. Брат Емельяна Шихобалова. Изначально особняк задумывался как доходный дом. Помещения сдавали в аренду различным ремесленникам, художникам. Здесь жил какое-то время Константин Головкин, которого называют "самарским Леонардо да Винчи". Константин Павлович Головкин - самарский купец, меценат, художник, археолог, краевед, путешественник. В 20-е годы с приходом советской власти здание отдали под архив Самарского университета. После оно очень изменилось внешне. Двухэтажную постройку красиво оформили. У дома были наличники, но уже в 30-х годах весь декор с фасада убрали, превратив объект практически в кирпичную коробку. А еще надстроили два этажа. В здании также находились архив ЗАГСа и завод по ремонту часов. В 60-х это место поделили на коммунальные квартиры, а с 60-х по 80-е в подвале располагалась тюрьма. В 80-е годы здание расселили из-за коммунальной аварии. Дело в том, что на каждом этаже был всего один санузел, а коммуникации не реставрировали, вот трубы и прорвало. В 90-е объект "по кусочкам" начали разбирать в частные руки. Арендаторы дома признаются, что до сих пор пожинают плоды этой раздробленности. В конце 90-х здание было абсолютно заброшено. Здесь жили бездомные люди. Но уже в середине 2010-х произошел новый виток: тут появился первый в Самаре арт-клуб. Он стал прототипом "Дома 77". Сначала это были четыре этажа, которые просто сдавались в аренду. Проект быстро закрылся, но бывшие резиденты арт-лофта Артем и Елисей из "Мануфактур Студии", которые занимались плотничеством, решили "собрать место воедино". "Дом 77" превратился в полноценный творческий квартал. Новые арт-объекты появляются здесь часто и практически бесконтрольно. Это могут быть маленькие детали или полноценные картины художников. Пульсация звука и световой коридор Казалось бы, "Ночь музеев" (0+) - идеальный вариант для посещения столь креативной площадки. И даже сами основатели проекта с удовольствием вписались в эту движуху. Анонсировали резидентскую программу (0+), то есть практически каждая студия внутри пространства открыла двери для горожан, ярмарку современного искусства (0+), аудиовизуальные инсталляции и перформансы (0+). Фото: Валерия Даниэль Возможно, чтобы в полной мере раскрыть тайны "Ночи музеев", здесь был необходим подробный путеводитель с порядком осмотра локаций. Но так как его не оказалось, начать мы решили с лентика. На нем появилась гигантская инсталляция Fragments с аудиовизуальными работами художников из разных стран: Krls (Лондон), Saeko Ehara (Токио), DeRe (Токио), Vitamin Studio (Валенсия) и другие. Экраны расположили по кругу, и как только начиналась трансляция, внутрь этого цилиндра набивалась толпа желающих прикоснуться к искусству. Стоял гул, а сама визуализация чем-то напоминала белый шум, или экран во время проверки телесигнала. Необычные ощущения пульсации звука внутри объекта усиливало скопление людей. Инсталляции внутри основного здания решили осматривать сверху вниз, начиная со студий. Первой на нашем пути стала гончарная мастерская. Здесь проходили мастер-классы: участники старательно раскрашивали свои работы. - Я этим занимаюсь первый раз. Материал похож на глину, как нам сказали. Процесс требует немало времени: уже потратила около полутора часов, стараясь сделать все аккуратно и прочно. Занятие увлекательное: оно помогает расслабиться и погрузиться внутрь себя, - рассказала нашему корреспонденту участница "Ночи музеев" Дарья. Проходим дальше по коридору и попадаем в огромную аудиовизуальную инсталляцию. Она заняла половину крыла четвертого этажа и всю ранее закрытую лестницу. Над головой установили световые экраны. Изображения были похожи то на морскую гладь, то на переливающийся золотом шелк. Световой коридор перенес нас на старую, страшную лестницу. Внутри темнота. Буквально приходится ориентироваться на ощупь и ловить взглядом каждую ступеньку под редкие напряженные всполохи красного цвета, и так четыре этажа. Спуск привел ровно в ту точку, с которой начали прогулку - на центральный летник. Пожалуй, именно эту инсталляцию можно назвать самой эмоциональной и яркой за прошедший вечер. - Похоже на трудный подъем или спуск, когда вдруг началось красное мигание. Это напоминало... как будто сработала военная тревога, и нужно быстро спускаться в бункеры. Ощущение паники, небезопасности и страха захватывало дух, - говорит одна из посетительниц Виктория. Спускаясь по этажам, можно было заглянуть в самые разные студии. Везде витала дружеская атмосфера. За одной дверью сразу на нескольких столах развернулась игра в маджонг. За другой - молодые ребята тусовались на своей волне с музыкой в колонке, неоновым кругом и граффити словно в комнате подростка-стримера. Фото: Валерия Даниэль На этом фоне выделялась комнатка клуба аналоговой фотографии. Он подготовил выставку работ своих участников, а также показал коллекцию стареньких фотоаппаратов. - Мы - клуб аналоговой фотографии - специализируемся на различных фотопроцессах: проявке пленки и печати снимков. Именно поэтому помещение оборудовано красным освещением. Здесь установлено четыре фотоувеличителя, каждый из которых используется для проецирования изображений на фотобумагу. Процесс обработки фотографий включает три этапа: сначала пленка помещается в ванну с проявителем, где формируется скрытое изображение благодаря реакции галогенидов серебра со светом. Затем для остановки проявления пленку промывают водой, предотвращая ее перезасветку или перепроявление. Далее фиксация в растворе фиксажа, удаляющего оставшиеся непрореагировавшими соли серебра. Завершив этот цикл, пленку можно достать и включить обычный свет. Я занимаюсь этим примерно пять лет. Меня привлекает возможность лично контролировать весь процесс, делая фотографию вручную, - говорит фотограф Михаил. Вместо именитого пространства-лектория "Нулевая комната" участников события ожидала первая Поволжская ярмарка современного искусства (0+), где представили работы молодых художников галерей "419", "Space 13" и "ЗИМ", а также независимых авторов. Завершением мероприятия стало After party с диджеями (0+).