Автор: Антон Фирсов специально для "Ревизора.ru". Коллектив театра поддержал Специальную Военную Операцию на Украине, и с весны 2022 года постоянно занимается сбором, доставкой гуманитарных грузов на Донбасс и освобожденные территории. Театр создал культурно-гуманитарную бригаду (КГБ МСХТ) и регулярно выступает перед бойцами различных подразделений, в том числе и на передовой. Артисты театра неоднократно посещали больницы и госпиталя где проходят восстановление наши бойцы, выступают в боевых подразделениях ДНР и ЛНР, Запорожской и Херсонской областях. Кроме постоянных поездок с гуманитарной миссией в зону специальной военной операции, артисты МСХТ регулярно выступали перед нашими военнослужащими с Сирии. Летом 2024 год Руслан Банковский стал первым российским режиссером, который показал премьеру русской классики на территории Сирийской Арабской Республики! В честь 200 - летия со дня рождения А. Н. Островского в городе Дамаск была представлена Премьера Московского Современного Художественного Театра (МСХТ) музыкального спектакля «БальзаминовЪ. Женитьба». Артисты и сотрудники МСХТ за отличия, проявленные при проведении военной операции в Сирийской Арабской Республике приказом Министра Обороны Российской Федерации награждены медалью "Участнику военной операции в Сирии", среди них: заслуженные артистки России Ольга Анохина и Людмила Татарова; Руслан Банковский, Евгения Ахременко, Олег Каменщиков, Янина Мелехова, Ольга Незговорова, Рустем Ахметшин, Александр Аноприков, Александр Миллер, Елизавета Лях, Алексей Артман, Сергей Холмогоров и многие другие. Сегодня мы беседуем с главным режиссером МСХТ Русланом Банковским. Гастроли, репетиции, декорации. Фестивали, конкурсы, аплодисменты. Я видел много ваших интервь ю. Белая рубашка, черная бабочка. Образ деятеля искусств во всей своей полноте. И вдруг на фоне этого ваша фотография в камуфляжной форме. Вручение награды от Луганской Народной Республики. Как в Вас сочетаются две такие, разные на первый взгляд, ипостаси? Это только на первый взгляд. На самом деле все очень просто. Я ведь сам из семьи военных. Причем корнями это семейное призвание прослеживается на много поколений назад. Еще во времена Отечественной Войны 1812 года мои предки сопровождали в походе нашего выдающегося полководца Барклая-де-Толли. И это только те факты, которые мне известны. Хотя что-то мне подсказывает, что военная служба нашего рода (а он очень древний) уходят корнями еще более глубоко. Ну а в ближайшем прошлом служили все. И отец, и мама, и бабушка и дедушка. Так что с этой стороны как раз все просто и естественно. Тогда у меня возникает противоположный вопрос. Как при такой потрясающей родословной вы оказались в мире театра? Случай. Промысел Божий. Можно по-разному это называть. У меня была мечта, и я ее реализовал. Безусловно, моим родителям очень хотелось, чтобы я продолжил семейную традицию, но в какой-то момент они поняли, что давить на меня бессмысленно, и, что называется, махнули рукой. И вот я здесь. В конце концов, в театре ведь тоже служат ( улыбается ) И судя по количеству времени, которое вы посвящаете выступлениям для военных, можно сказать, что и к армейской службе более чем близки. А с чего началось ваше посещение зоны специальной военной операции? А наши поездки на Донбасс начались задолго до ее начала. Еще с 2017 года мы ездили на территории ДНР и ЛНР с постановками. Знакомились с людьми. Медленно, но верно приобретали друзей. Так что для нас с началом СВО ничего слишком сильно не поменялось. Как выступали, так и выступаем. Как помогали, так и помогаем. После 2022 года, когда было объявлено о начале специальной вое нной операции в среде культурной интеллигенции, было много осуждающих и многие покинули страну. Случалось ли вам сталкиваться с осуждением вашей деятельности со стороны своих близких знакомых и коллег? Абсолютно нет. В близком круге моих друзей все относятся к моей позиции с одобрением и пониманием. В театре же у нас совершенно уникальный коллектив. В нем, отчего-то, не задерживаются ненастоящие люди. Причем специально никто никого не преследует, никто никого со свету не сживает. Но вот проходит время, и новые члены коллектива либо тихо незаметно покидают театр, либо становятся его монолитной частью. И вот эта основная часть очень сплоченная. Готовая к самоотдаче. У нас общие идеалы, как бы высоко это ни звучало. Вот сейчас вы присутствовали на репетиции нашей новой пьесы. Мы ее специально форматируем для выступления перед военными. Ведь что такое спектакль в «полевых» условиях? Минимум декораций и максимум актерской игры. Нас очень просят выступить в ближайшее время перед нашими военнослужащими. А новой программы для них пока нет. Вот и выходим из положения. Естественно в свое свободное время. Готовим репертуар буквально в ускоренном темпе на всех парусах. Старые пьесы везти не хотим и не можем. Артисты это понимают, и поэтому мы сейчас здесь ( обводит руками пространство ) готовимся. Гуманитарную помощь тоже привозите? Конечно. Но вот что характерно, мы получаем очень много писем и приглашений от разных воинских частей. И никто никогда не написал «приезжайте скорее и гуманитарную помощь привезите». А вот о том, как люди ждут наших спектаклей, мы читаем постоянно. Это ведь так здорово. И, тем не менее, с пустыми руками вы не приезжаете… Я уже говорил. Там сейчас наши друзья. И если есть возможность помочь друзьям, то мы будем помогать в любой доступной нам форме. В том числе и привозя «гуманитарку». Каким образом получается помогать финансово? Театр – это не банк, не финансовая структура. Откуда деньги берутся? ( улыбается ) Да. Вы справедливо заметили, мы не финансовые магнаты и наш театр не многомиллионный проект. Но у нас есть масса друзей, столь же неравнодушных, как и мы. Вот с их помощью мы и привозим на фронт все, что можем привезти. Люди откликаются на наши просьбы. Вот, например, Аксенов Илья Сергеевич, наш давний друг и партнер. И если мы с вами говорим о людях неравнодушных и, более того, великодушных, то не упомянуть о нем я не могу. Он всегда готов прийти на помощь, и всегда отзывчив к чужой беде. Без какой-либо саморекламы, не для «чинов и наград». Побольше бы таких людей. Вы считаете институт волонтерства важным звеном в цепи общего дела? Безусловно. Во-первых, я все же вернусь к тому, что мы, прежде всего, приезжаем со спектаклями. Помогаем нашим солдатам и офицерам на несколько часов ощутить себя частью мирного пространства. Выдохнуть. Ненадолго сбросить с себя часть постоянного груза ответственности и напряжения. Это наша главная и первоочередная задача. Во-вторых, я по своему опыту знаю, что гуманитарный груз на каких-то этапах поступает адресату быстрее, чем по официальному запросу. Армия ведь это прежде всего дисциплина и порядок. И соответственно, регламент. И вот это регламентирование иногда снижает скорость принятия решений. С гуманитарной помощью ситуация другая. Ее же не надо по приказу проводить. Есть просьба о помощи, и если есть возможность ее выполнить, то результат быстрее. Считаю, что гуманитарная помощь – это очень мощное подспорье для наших вооруженных сил, как бы хорошо не было налажено снабжение. Под обстрелы попадали? Бывало. Мы же выступаем во всех частях, где нас ждут. Вне зависимости от удаленности от линии боевого соприкосновения. Мы там, где мы нужны нашим бойцам. Руслан Антонович, расскажите о вашей поездке в Сирию с новой пьесой. Вы ведь не впервые в Сирию летали? Не впервые, конечно. Бывал там, и не раз. В чем была особенность этой поездки? Она была более расширенной по репертуару в сравнении с предыдущими посещениями. Мы дали спектакли и концерты для личного состава авиабазы Хмеймим, авиационной комендатуры и курсантов летной академии Б. Асада в Алеппо, в «Русский Дом» для соотечественников и военнослужащих группировки войск национальной гвардии РФ в САР в Дамаске, группировки войск «Алеппо». И что самое главное – мы стали первым российским театром, который выступил на территории Сирийской Арабской Республики с премьерой русской классики! Говорю об этом не без гордости – такая честь все-таки бывает нечасто. В честь 200-летия со дня рождения А.Н. Островского мы представили премьеру музыкального спектакля «БальзаминовЪ. Женитьба», где главные роли исполнили: ваш покорный слуга – Руслан Банковский, заслуженные артисты России: Ольга Анохина и Людмила Татарова. Можно сказать, что вы вошли в историю? Вот с одной стороны, это звучит громко, а с другой стороны – это так и есть. В Сирии сейчас вообще вершится мировая история. Это один из уголков мира, к которому приковано внимание мировой общественности. Когда-нибудь наши потомки будут читать об этом периоде в учебниках. А в чем вы видели свою миссию, прилетая в Сирию? По возможности помогать нашим военным. Вы понимаете, специфика службы там была такова, что тоска по всему тому, что мы называем «русскость» ощущалась наиболее остро. Посудите сами. Чужая страна. Чужая природа. Чужие обычаи. Это естественно, что любая частичка России, привезенная на сирийскую землю, воспринималась с благодарностью. Вот, например, в качестве гуманитарной помощи, нас в следующий раз попросили привезти с собой… книги. Да. Книги. Русскую классику и фантастику. И как частичку русской классики вы привезли в Дамаск «БальзаминовЪ. Женитьба»? «БальзаминовЪ. Женитьба» мы привезли по нескольким причинам. Во-первых, это тот самый случай, когда для театральной постановки нужен минимум декораций. Везти с собой огромные контейнеры с реквизитом мы попросту не смогли бы. Поэтому в рекордные сроки в нерабочее время отрепетировали и подготовили этот спектакль. Он не требовал громоздкости. Отсутствие больших декораций компенсировала игра актеров. Ольга Анохина, Людмила Татарова, Сергей Холмогоров, Ольга Незговорова – это мэтры, с которыми приятно взаимодействовали и их коллеги: Евгения Ахременко, Янина Мелехова, Александр Миллер и другие артисты. Тексты песен и музыкальные композиции удачно сложили Сергей Джигурда, Елизавета Лях, Андрей Могилевец. Хореографические номера были поставлены Егором Масловым. Во-вторых, «БальзаминовЪ» это комедия. Она легко смотрится, она смешная и беззаботная. Она отрывает военных от повседневных будней. Позволяет хоть ненадолго, но сбросить с себя постоянный груз ответственности. Ну и в-третьих, 2024 год был объявлен у нас в стране годом Островского. Так что «БальзаминовЪ. Женитьба» пришлась более чем кстати. И, как оказалось, мы с ней тогда не ошиблись. Чем запомнилась премьера? Прежде всего жарой. Играть при пятидесяти градусах в тени, когда сюртук и рубашка насквозь мокрые – незабываемое ощущение. Хорошо вас принимали? Прекрасно. Одни из самых замечательных зрителей – это наши солдаты и офицеры. Искренние и отзывчивые люди. Думаю, что пребывание на войне будит в человеке все самые скрытые чувства и черты характера. Я уже не раз об этом говорил и не устану повторять. Чем ближе человек к линии фронта, чем острее перед ним стоит опасность для своей жизни, тем ярче он проявляется как человек. Как личность. А перед сирийскими военными приходилось выступать? Приходилось. Неужели тоже с «БальзаминовЪ. Женитьба»? Нет, перед ними мы концерт давали. Тщательно подобрали репертуар. Все, что было восточного в багаже, плюс наши всем известные народные песни. «Калинка-малинка», «Надежда», например. Так они вместе с нами плясали. Столько радости у них было – словами не передать. В чем, на ваш взгляд, были отличия несения службы нашими бойцами в зоне СВО и в Сирии? Всем. Везде война. По своему уровню напряжения они мало чем разнились. И разрушенный Алеппо трудно отличить от разбомбленного Мариуполя. И служба наших солдат и офицеров – это в любом случае долг, ответственность, выдержка и стойкость. Русский солдат — это всегда русский солдат. Где бы он ни находился. А на Руси испокон веков народ всегда старался помочь солдату всем, чем может. Именно поэтому мы и стараемся при первой возможности приезжать с концертными программами и театральными постановками к нашим военнослужащим. В этом кстати основная заслуга ГВПУ – Заместителя министра обороны Российской Федерации — начальника Главного военно-политического управления Вооружённых сил Российской Федерации В.П. Горемыкина, его Первого заместителя С.В. Гусева, а также полковника Д.И. Глазова. У них очень чуткое и неказенное отношение к нам и нашим выступлениям. Оно более дружеское, чем официальное. Есть понимание, что вместе мы делаем одно большое общее дело. А это самое важное. Чувство локтя. Чувство, что тебя поддержат в любой ситуации. Без такой взаимовыручки внутри коллектива, кстати, не смог бы существовать ни один театр. И со стороны ГВПУ мы видим именно такую поддержку. И очень ее ценим. Чем еще запомнилась ваша последняя поездка в Сирию? К нашей огромной удаче, нам удалось побывать в одной из самых главных местных святынь – Храме Преподобной Феклы. В Сирии вообще очень много мест, связанных с христианством. Причем с временем самого его зарождения. Этот же монастырь стал местом проявления самого обыкновенного чуда. Можете рассказать? Когда боевики ИГИЛ пытались захватить Дамаск, они вошли внутрь монастыря и пытались похитить святые иконы. Убили при этом послушницу, которая грудью пыталась защитить их от поругания. Вообще при попытке захватить город боевики зверствовали ужасно, не хуже бандеровцев на Украине. Так вот, когда они сняли со стены икону Преподобной Феклы и собирались вынести ее из храма, какая-то невидимая сила удержала их на лестнице при выходе. Они попросту не смогли выйти с ней не улицу. Они в страхе ее бросили. Спустя какое-то время икона чудесным образом вернулась на привычное место. Еще одна икона – образ Святителя Николая – при попытке взять ее в руки очень сильно нагрелась. Так, что даже обуглился ее край. Ее тоже не смогли унести. Тогда боевики ушли из церкви. Кстати, местные жители считают, что город в тот раз удалось отстоять только благодаря заступничеству Святой Феклы. Они очень ее почитают. Так что возможность побывать в этом святом месте – самое яркое мое впечатление от пребывания. Мы почему-то привыкли говорить о чудесах, как о сказках, которые происходили очень много лет назад. Эдакие «преданья старины глубокой». А они продолжают происходить здесь и сейчас. Вот, например, мужество наших солдат и офицеров на театре военных действий? Чудеса героизма. Иначе не сказать. Чудо всегда явится тому, кто готов к встрече с ним. Насколько я знаю, вы только что вернулись из поездки в зону СВО? Как говорится, с корабля на бал? Если быть точным, то с корабля на два бала. Сегодня утром нас награждали почетными грамотами в Министерстве Обороны. И оттуда уже мы на всех парусах сюда. Пользуюсь случаем поблагодарить издательский дом "Аргументы Недели" за то, что так высоко оценили мою деятельность и деятельность всей нашей команды МСХТ. Я считаю, что эта грамота в равной степени принадлежит всем артистам, которые разделяют со мной все сложности поездок за ленточку. Чем запомнилась очередная поездка ? Как всегда – тёплыми встречами с нашими бойцами и друзьями театра. Но был и не совсем приятный момент. В этот раз мы немного отстали от графика и въезжали на территорию СВО примерно в час ночи. Это, конечно, неправильно с нашей стороны, безопасность прежде всего, но нас ждали в условном месте десантники, связи с ними практически не было, да и маршрут нам менять было тоже не совсем удобно. В общем, в какой-то момент за нами прицепился «хвост». Белая машина с ростовскими номерами всячески мешала нашему движению. То тормозила перед нами, то подрезала, то фары у себя выключали прямо во время движения. И, понятно, ночью, да еще по лесным дорогам в зоне СВО никаких других машин не было, чтобы хоть как-то переиграть ситуацию. Я думал, что на блок-посту их задержат, но они вскоре нас догнали и продолжили свои непонятные игры. Я уже нашего артиста, актера Сергея Холмогорова попросил мой нож из бардачка достать, как говорится – на всякий случай. Пару раз сумел не пропустить их на обгон нашего автомобиля, что, думаю, сработало нам во благо. Вскоре мы прибыли в условленное место, где нас ждали парни-десантники, и сразу стало спокойнее. Белый автомобиль после этого скрылся. Наши актрисы стразу успокоились, ведь рядом ВДВ России! Как настроения наших бойцов? В целом – все молодцы. В эту поездку мы посетили Диверсионно-разведывательный отряд "Алания" (ДРО "Алания") Республики Северная-Осетия Алания; 80-й отдельный гвардейский разведывательный батальон «Спарта» имени А. С. Павлова — тактическое формирование Сухопутных войск Российской Федерации; Отдельный гвардейский штурмовой батальон «Сомали» имени М. С. Толстых — тактическое формирование Сухопутных войск Российской Федерации; 1031-й стрелковый батальон имени Ильи Муромца мобилизационного резерва ДНР; 56 отдельную бригаду Гвардейского отдельного батальона специального назначения ДНР; 101 отдельный автомобильный батальон 91 отдельной мобильной бригады материально-технического обеспечения ВДВ РФ и многие, многие другие, и нигде нет упаднического настроения. Только вперед! Да, у каждого подразделения есть свои сложные вопросы, не быстро решаемые проблемы, но все верят в Победу и стремятся к ней! Сколько еще планируете посещать солдат в зоне СВО? До Победы и только так! Наши культурно-гуманитарные бригады театра (КГБ МСХТ) совершили уже 70 выездов и выступлений в зоне проведения специальной военной операции. С 2017 года у меня самого уже есть 150 выездов, и дальше можно не считать, ведь не в количестве дело, а задаче – моральной поддержке наших бойцов, мирного населения и всех тех, кто пострадал от украинских националистов и нацистов. Мой следующий собеседник — лауреат премии, известный актер Олег Каменщиков. Человек, не раз выезжавший в зону СВО. С гуманитаркой и с гитарой. Так можно сказать о вас в двух словах? А почему и нет? Гитара универсальный инструмент. Может и звучать, можно и обороняться ей ( улыбается ). Чего бойцы больше ждут на фронте. Ваших песен или подарков? Парни прежде всего рады простому, новому общению. Ведь они видят друг друга круглосуточно, и, понятное дело, иногда хочется хоть немного сменить обстановку. А здесь мы, живые и настоящие артисты, без лишнего и ненужного пафоса. Поговорили, выпили чаю, – и сразу дворовая юность вспоминается. От этого у них и настроение меняется в лучшую сторону и приказы командиров смелее выполняются. Какие песни больше всего бойцы просят им исполнить? И есть ли у вас своя любимая композиция? Что исполняете с наибольшей радостью? Если душевно посидеть – это конечно песни Высокого, Розенбаума. Спустя годы понимаешь, что в их авторских песнях больше душевности, оттого и хочется исполнять, переосмысливать их заново. Плюс у меня же своя группа, и много песен пишу я сам, поэтому часто исполняю свои авторские композиции и на концертах, и во время посещения наших солдат на передовой, и в компаниях. Поделитесь своим самым ярким воспоминанием от поездок за ленточку? Во-первых, люди. Несмотря на все, что происходило и происходит, у них остается человечность, что очень сейчас удивительно! Врачи, учителя, инженеры вынуждены были взять в руки оружие и отправились защищать свою Родину! Война, конечно, многое ставит на свои места, и проявляет такие свойства человеческой души, как мужественность, человечность, смелость. Это меня поразило больше всего. А во-вторых, летом 2024 года одна наша культурно-гуманитарная бригада театра, в которой я участвовал, попала под обстрел. Всего было три машины у нас, на которых мы передвигались. Я был в третьей. Кассеты попали во вторую. Водитель нашей машины съехал с дороги, все обволокло дымом. Мы все очень испугались (особенно дамы), но держались. Потом мы узнали, что Руслан Банковский, наш главный режиссер и директор театра, который ехал в первой машине, организовал эвакуацию раненых бойцов из второй машины. Вместе со звукорежиссером Юрой Татаровым они не растерялись, в отличие от отдельных военных, и сумели оказать помощь, которая была необходимы в том момент. К сожалению, были и погибшие бойцы, которым помочь не удалось… Вечная память всем, кто ушел из жизни приближая победу нашей великой России. Мы победим? А у нас нет другой задачи. Однозначно – да!