Градостроитель о запрете электросамокатов: «Откатит нас на двадцать лет назад»
«В теории, конечно, в Екатеринбурге могут запретить самокаты, как в Челябинске, у нас в городе есть сторонники такого запрета. К счастью, большинство населения выступает против: во время опроса на портале госуслуг за запрет проголосовали чуть более 30 %. Мэр Алексей Орлов также заявлял, что у городских властей нет планов по полному запрету электросамокатов. При упоминании ДТП с самокатами почему-то все резко забывают про автомобили. В России каждый день в среднем под колесами машин погибает 40 человек, и я не вижу, чтобы СМИ били тревогу и требовали запретить автомобили, не лицемерие ли это? Скорость арендного самоката – 20 км/ч, и ее не превысить, автомобили же спокойно могут разъезжать по городу со скоростью 100 км/ч. Если в первом случае при столкновении человек, как правило, получает ссадину или небольшую травму, то во втором – почти стопроцентно гарантирован летальный исход. На данный момент существующих ограничений скорости и зон запрета движения вполне хватает. Поэтому, надеюсь, до полного запрета не дойдет. Запрещать самокаты – это бороться с прогрессом. Запретив самокаты, Екатеринбург откатится на 20 лет назад в своем транспортном планировании. Кикшеринг-- это новый востребованный вид общественного транспорта. По данным прокатных сервисов, 90 % поездок в городе – транспортные, а не развлекательные. Екатеринбург можно считать столицей самокатов России: это самый компактный город-миллионник, и по нему очень удобно на них передвигаться. Самокаты – транспорт «последней мили»: удобно проехать 3–10 км от метро до дома. Они снижают нагрузку на дороги и общественный транспорт, особенно в час пик. В спальных районах, где недостаточно общественного транспорта, самокаты создают новые маршруты к магазинам и больницам. К тому же они не выбрасывают вредных веществ, что крайне важно для экологии Екатеринбурга. Их запрет снизит мобильность, усилит нагрузку на переполненный транспорт и увеличит пробки. Так что это не решение проблемы безопасности, а ее усугубление. Основной альтернативный вариант – это создание полноценной велоинфраструктуры. Чтобы травм и смертей на дорогах стало меньше, мы должны проектировать безопасную среду, которая не позволит возникать конфликтным и опасным ситуациям между участниками движения. На большинстве улиц в Екатеринбурге отсутствуют велодорожки и велополосы, в результате велосипедисты и самокатчики перемещаются либо по тротуару, либо по проезжей части. При этом большая часть выбирает езду по тротуару, поскольку на проезжей части не чувствует себя в безопасности. Мы уже несколько лет предлагаем в качестве пилотного проекта сделать велодорожку по улице 8 Марта от улицы Радищева до проспекта Ленина. Еще были предложения от урбаниста Владимира Злоказова по созданию велопереездов, этот проект мэрия тоже отклоняет. Когда администрация год назад анонсировала транспортную реформу, мы рекомендовали обратить внимание на альтернативный транспорт и часть сил направить на развитие велоинфраструктуры. Мы предлагали создать велодорожки по всей длине улиц Карла Либкнехта, Николая Никонова, Царской и Бориса Ельцина, а также велополосы на всем протяжении улицы Розы Люксембург и на отрезках улиц Щорса и Фурманова (от Московской до Белинского), Гурзуфской (от Посадской до Московской), Куйбышева (от Московской до Восточной) и Декабристов (от Белинского до Восточной). Я не считаю, что мы должны перекладывать ответственность за нарушения пользователей на владельцев кикшеринга. Есть прекрасная стратегия Vision Zero, разработанная в Швеции. Ее основная цель – создать такие условия, при которых смерти на дорогах надо исключить или свести к минимуму. Каждая авария с пострадавшими – следствие конкретных ошибок, в том числе инфраструктурных. Отсутствие инфраструктуры – это главный источник проблем. Если администрация Екатеринбурга начнет вкладываться в нее, как это делают передовые города, то конфликтов и ДТП будет в десятки, если не в сотни раз меньше». Фото: ФедералПресс / Анастасия Алимпиева