Как чиновники оставили сироту без крыши над головой и с миллионным долгом за ЖКХ

Студентка-сирота из Красноярска близка к отчаянию. Пока девушка была в детдоме, а потом у приемных родителей, ее жилье пришло в аварийное состояние. Находиться там нельзя. Сейчас она ютится в студенческом общежитии. Но за квартиру, где она могла бы спокойно жить, копятся огромные долги, которые скоро перевалят за миллион.

Как чиновники оставили сироту без крыши над головой и с миллионным долгом за ЖКХ
© Российская Газета

- Сейчас приставы списывают с карты ровно половину стипендии - единственного моего средства к существованию. А долги растут... Я не знаю, что делать, зачем только и родилась, - признается 22-летняя девушка.

Анна Вакулина (имя и фамилия изменены. - Прим. авт.) просит максимально обезличить все, что касается ее данных. Как зовут на самом деле, в каком вузе учится. Объясняет: "Однокурсники и друзья не догадываются, в какую беду я попала. А мне так стыдно! Не хочу, чтобы за спиной обсуждали, что я вся в долгах, которые не знаю как оплатить".

Хотя, если честно, стыдиться в этой ситуации нужно совсем не ей. Судьба Анны похожа на истории большинства детей, чьих родителей лишили прав. Пьющий дед и мать, подсевшая на запрещенные вещества. Постоянный голод, одежда, пожертвованная соседями, унижения... В 12 лет девочку забрали в реабилитационный центр для несовершеннолетних, а через два года оттуда взяли к себе приемные родители.

В 2020-м умерла ее мать, еще ранее скончался дед. Пустую трехкомнатную квартиру, где Анна была прописана, чиновники из отдела опеки Ленинского района Красноярска закрыли на ключ, дожидаясь совершеннолетия девушки. А когда оно наступило, подписали с ней договор соцнайма.

Сирота, увидев разгромленную квартиру, бросилась в опеку.Там ее успокоили: "Не волнуйтесь, "откапиталим", все будет хорошо..."

- После этого зашла в квартиру и остолбенела: полный разгром! Полы провалились, сантехника раскурочена, потолок вот-вот рухнет, - вспоминает Анна.

Девушка обратилась в опеку. Там ее успокоили: "Не волнуйтесь, "откапиталим", все будет хорошо..."

Но "хорошо" так и не наступало. Чиновники, обязанные следить за вверенным им жильем, с ремонтом не спешили. Хотя ежегодно присылали на проверку комиссию, которая писала отчеты как под копирку: "Состояние строительных конструкций неудовлетворительное, на потолке видимые нарушения, канализационные трубы сгнившие, имеется течь - общее санитарно-гигиеническое состояние жилья неудовлетворительное". И на этом их забота о квартире сироты заканчивалась. Правда, лишь в 2024-м администрация расщедрилась и заменила в квартире окна. Пришили, так сказать, к разрухе красивый бантик, дескать, мы делаем все возможное.

Интересный и смешной факт. Представители НФ в Красноярске решили осмотреть квартиру девушки и пригласили на встречу и представителей районной администрации. В ответ же получили письмо за подписью первого заместителя руководителя администрации Ленинского района Олега Соловьева. Цитирую: "На ваше письмо о приглашении на выездное мероприятие сообщаем. Постановлением администрации Красноярска от 04.02.2025 г. по адресу: г. Красноярск, ул. Айвазовского, д. 3, кв. 3, объявлена угроза возникновения чрезвычайной ситуации муниципального характера. В связи с этим участие представителей администрации Ленинского района в указанном мероприятии не представляется возможным". Перевожу с бюрократического языка на русский: "Мы, чиновники, в эту квартиру зайти боимся - завалит".

А сирота, значит, там жить может?! Это же не жизнь "дорогих слуг народа", которых надо беречь. Не волнует ситуация и ресурсников с коммунальщиками. Живет в аварийной квартире сирота или нет, платежки за свет, тепло и вывоз мусора ложатся в почтовый ящик регулярно.

В прошлом году Анна вместе с опекунами была вынуждена обратиться в суд. По его решению с девушки сняли долги, накопившиеся до ее совершеннолетия. Однако коммунальные службы и ресурсоснабжающие организации все равно требуют с сироты совершенно непомерные деньги - почти миллион рублей! Одни только энергетики выставили счет за горячее, холодное водоснабжение и водоотведение на 700 тысяч, из которых 200 тысяч составляют пени. За свет Анна должна более скромную, но все равно внушительную сумму - 37 тысяч рублей. Настаивает на оплате за свои услуги и управляющая компания...

Причем, судя по цифрам, которые мне выставляют, замечает девушка, никакого пересчета по решению суда никто из них не делал.

Корреспондент "РГ" попыталась узнать, можно ли как-то помочь сироте? До УК "Жилищная сфера" дозвониться не удалось ни по одному указанному на их сайте телефону. Судя по всему, разговаривать с людьми там не хотят. В Сибирской генерирующей компании у корреспондента потребовали официальный запрос. Но ответ на него на сегодняшний день так и не пришел. В ПАО "Красноярскэнергосбыт" отнеслись немного человечнее: "Пусть приходит с документами, разберемся".

Но почему бы не разобраться в этой ситуации и чиновникам в кабинетах местной власти? Ведь они призваны создавать комфортную жизнь для человека. Но пока выходит, как заметил Владимир Даль, житье сиротам, что гороху при дороге: кто мимо идет, тот и урвет.

Комментарий

Ольга Царикова, ведущий юрисконсульт краевого Центра развития семейных форм воспитания:

- Случаев, подобных истории с Анной, в регионе много. Пока дети проживают в детском доме или под опекой, за их квартиры никто не платит. В итоге долги накапливаются и камнем падают на голову сироте, только что начавшей взрослую жизнь. Все дело в том, что на федеральном уровне эта проблема не отрегулирована, каждый регион вправе сам решать, как помочь сиротам избавиться от "коммунального" бремени. И положительных примеров много. Например, в Мордовии власти выделяют ребенку ежемесячную компенсацию на оплату услуг ЖКХ, в Якутии несовершеннолетние сироты местным законом вообще от этой оплаты освобождены, как и в Архангельской, Вологодской, Ленинградской и многих других областях. Мы обращались по этому вопросу в различные инстанции, которые занимаются законотворческой деятельностью, но пока на законодательном уровне этот вопрос в Красноярском крае не урегулирован.