Как жители мордовской глубинки 30 лет ведут борьбу за мост
Полтора года назад "РГ" рассказывала о проблеме жителей маленькой деревни Насакан Потьма, что в Кадошкинском районе Мордовии. Люди обратились в газету со своей бедой: почти 30 лет они ведут борьбу за возможность в любую погоду доехать до родного дома. Но из высоких кабинетов их письма неизменно спускались на местный уровень, и все заканчивалось очередной чиновничьей отпиской. "Мы уже не знаем, куда стучаться, - грустно вздыхают сельчане. – Поймите, речь идет о выживании: наша деревня не хочет умирать!" Недавно в этой истории забрезжил луч надежды: после публикации "РГ" о проблеме жителей узнала уполномоченный по правам человека в России Татьяна Москалькова.
Остров невезения
Наш рассказ может служить примером того, как судьбы людей ломаются о казенное равнодушие. Свою малую родину жители Насакан Потьмы давно называют "Островом невезения". Хотя это вовсе не глушь: от райцентра Кадошкина сюда – каких-то 10 – 15 минут езды. А от главной районной трассы – и вовсе рукой подать. Но с одной стороны путь преграждает речка Исса, а с другой – фермерские угодья. По ним проходит полевая грунтовка - единственная дорога, по которой в деревню в хорошую погоду может добраться транспорт, да и той по документам нет. А в межсезонье и распутицу сельчане практически отрезаны от мира. Постоянный же путепровод, соединяющий их с соседним селом Большая Поляна, всего один - висячий пешеходный мостик через реку.
В зимние метели сюда, к деревянному мостику, приходится на санках везти больного, чтобы передать его врачам "скорой" на другой берег. По этой шаткой переправе из досок ходят на уроки ребятишки - школьный автобус в деревню добраться не может. Здесь же, на берегу, в непогоду жители вынуждены оставлять свои машины на ночь - и дальше идут по мостику до дома.
- Воюем с 90-х, - вспоминает сельский депутат Антонина Невлютова. – Именно тогда колхозные земли, по которым шла грунтовка, разделили на паи. Поначалу она еще значилась на картах, владельцы паев разрешали нам пользоваться дорогой. А в нулевых районные власти даже обещали ее заасфальтировать. Но вскоре выяснилось, что нельзя: это же частные земли!
Хотя по закону полевые дороги в состав сельхозугодий не входят. Десять лет назад, в 2015-м, райадминистрация пыталась через суд признать этот участок муниципальной территорией. Однако в иске было отказано – грунтовка в 3,13 километра не была отмежевана и поставлена на учет. А раз нет бумаги – значит, нет и дороги.
О том, во что сегодня превратилась эта заброшенная колея среди полей, говорят материалы проверки, проведенной прокуратурой Кадошкинского района по обращению сельчан. Надзорное ведомство подтвердило: кроме грунтовки, которая проходит по землям сельхозназначения, находящимся в частной собственности, других дорог к деревне нет. Путь этот не отвечает требованиям безопасности, а "в осенне-зимний и весенний периоды размывы и подтопления не позволяют проехать автомобилям, в том числе скорой помощи и пожарной технике". Но власти "не принимают мер по обеспечению транспортной доступности населенного пункта". В итоге прокуратура внесла представление Большеполянской сельской администрации, в зону ответственности которой входит и Насакан Потьма. Хотя понятно, что решить эту проблему на уровне села нереально. Казалось бы, следующим шагом должен стать иск в суд, чтобы понудить чиновников выполнять закон. Но сделать этот шаг в надзорном ведомстве так и не решились…
Сколько стоит переправа
В советские годы транспортные проблемы деревни решал низководный мост через реку Иссу. Однако с распадом колхоза этой переправы не стало.
- По нему не только машины, но и комбайны ездили. Перед половодьем его разбирали, а потом собирали опять, - вспоминает местный активист Рашит Асаинов. – Вот если бы сейчас восстановить его – это было бы спасением для села.
- Зимой у нас пожилые люди молятся, чтобы со здоровьем ничего не случилось, - поддерживает односельчанин Руслан Капкаев. - Был бы полноценный мост – и проблемы бы не было. Это гораздо быстрее и дешевле, чем новая дорога.
Но в ответ на запрос редакции "РГ" в районную администрацию нам ответили, что на решение проблемы жителей деревни денег нет. "В бюджете сельского поселения и Кадошкинского муниципального района отсутствуют финансовые средства на строительство низководного моста", - отмечалось в бумаге за подписью главы района Андрея Чаткина. При этом нам пообещали направить ходатайство в Госкомитет по транспорту и дорожному хозяйству РМ о включении в бюджет - 2024 финансирования на столь нужный сельчанам объект. Однако год благополучно минул, а воз и ныне там.
- Когда прошлой весной я вновь отправил письмо районному начальству, мне ответили, что ориентировочная стоимость строительства низководного моста – 15 миллионов рублей, а изготовление проектной документации – еще полтора миллиона. "В связи с дефицитом бюджетных средств в дорожном фонде района в настоящее время выполнение данных работ не представляется возможным", - цитирует Ряшит Асаинов. – Куда мы только не писали! А в декабре отправили видеообращение на прямую линию президента. Правда, в эфир наш вопрос не попал, а вскоре опять получили ответ из района, что денег нет. Зато выяснилась еще одна любопытная деталь – оказывается, даже наш пешеходный мостик в реестре муниципального имущества не значится. Выходит, его по бумагам тоже нет – как и дороги?..
Утонули в отписках
Выходит, так. То есть, чиновники сами признают, что, по сути, ни одного полноценного подъезда к деревне не имеется. Но на вопросы "Кто виноват?" и "Что делать?" привычно переводят стрелки друг на друга. Районные власти кивают на региональный Госкомтранс, а там "приземляют" проблему на местный уровень. "Дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог и мостов общего пользования местного значения находится в компетенции органов местного самоуправления", - говорится в официальном ответе на запрос редакции "РГ" за подписью и.о. председателя Госкомитета по транспорту и дорожному хозяйству РМ Артема Деева. Далее разъясняется, что приоритетность строительства и ремонта определяет муниципальное образование, а финансирование осуществляется за счет муниципального дорожного фонда. Круг замкнулся?..
"После проведения администрацией Кадошкинского муниципального района Республики Мордовия требуемых процедур по образованию, установлению правового режима на данный земельный участок с учетом землеустроительной документации на объект вопрос строительства автомобильной дороги и моста местного значения будет рассмотрен муниципальным образованием в соответствии с постановлением Правительства Республики Мордовия от 18 октября 2024 года №739 "Об установлении расходных обязательств Республики Мордовия, о внесении изменений и признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства Республики Мордовия". Судя по этому ответу, ждать решения многолетней проблемы жителям Насакан Потьмы придется еще долго…
Однако об этой истории узнала уполномоченный по правам человека в РФ Татьяна Москалькова. А вскоре "РГ" получила ответ из аппарата омбудсмена: для скорейшего решения вопроса направлено обращение в правительство Мордовии. Правда, непонятно, почему для решения рядового, в сущности, вопроса требуется "пинок" из федеральных структур…
Герои нашей публикации очень надеются на помощь. Сегодня в Насакан Потьме осталось немногим более 20 человек. Сельчане уверены: если решить наболевший вопрос, то многие из тех, кто уехал, вернулись бы на малую родину.
- Один из них – мой сын, - говорит Антонина Невлютова. – Нередко люди хотят купить здесь дом или дачу, но отказываются из-за бездорожья. Обидно, что власти махнули на нас рукой. Наверное, они уже списали нашу деревню…