Важные стройки стоят на месте, а контракты разрывают: что происходит в Новосибирске
Контракты разорвали: метро, набережная, школы Строительство станции метро «Спортивная» в Новосибирске началось в августе 2019 года, завершить работу планировали в 2020 году, однако в настоящий момент объект по-прежнему остается неработающим. Это связано с нарушениями при строительстве. Сроки открытия станции регулярно переносились. Проблемы с вводом в эксплуатацию метро «Спортивная» объяснялись западными санкциями и невозможностью приобрести импортное оборудование, в результате чего потребовалась его замена на отечественные аналоги. Это привело к корректировке проектной документации и ее повторной экспертизе. Экспертизу станция не прошла. В результате власти города расторгли контракт с подрядчиком «Спецтрансстрой», которого обвинили в том, что он не смог реализовать проект. Компанию в судебном порядке обязали вернуть деньги в размере 200 миллионов рублей, выделенные для возведения объекта. За период строительства станция метро «Спортивная» в Новосибирске стала опасной, на участке ввели режим повышенной готовности из-за опасности движения поездов и риска выхода из строя оборудования. С подрядчиком по ремонту Димитровского и Октябрьского мостов контракты также разорвали. Работы на участках практически не велись. Горожане регулярно жаловались на отставание по срокам. Сразу после разрыва контрактов мэрия заявила, что запустит новый аукцион на поиск другого подрядчика, но только на Димитровский мост, так как он находится в более разрушенном состоянии, а Октябрьский может подождать. При этом в прокуратуре обещали наказать команду мэра за незавершенный ремонт на Октябрьском мосту. Кроме того, в Новосибирске разорвали контракт на реконструкцию и строительство набережной на реке Иня в Первомайском районе. Компания-подрядчик также опаздывала по срокам, и теперь в мэрии ищут нового строителя. Концессионные контракты на строительство школ в Новосибирской области тоже разорвали. Ни один из объектов построить не удалось. При этом школы должны были находиться в переполненных районах города, где наиболее остро ощущается нехватка образовательных учреждений. Губернатор Новосибирской области Андрей Травников рассказал, что школы будут достраивать собственными силами, опираясь на федеральные вложения и больше не заключая контрактов с концессионерами. Власти сами станут искать подрядчиков и источники финансирования. На грани разрыва Четвертый мост через Обь начали строить в 2019 году, как и станцию метро. Его возведение планировали закончить к 2020 году, но не смогли. Осенью 2024-го чиновники предложили разорвать контракт с подрядчиком моста, ГК ВИС. При строительстве четвертого моста были выявлены финансовые нарушения в размере 3 млрд рублей. Требования об устранении нарушений рассматриваются в суде. И все же компании дали шанс достроить мост. Губернатор Андрей Травников пообещал, что объект будет открыт в конце 2025 года. Отставание по срокам также выявили депутаты и при строительстве новосибирских поликлиник. Объяснений было много, в том числе отсутствие ливневой канализации и технические причины. В результате из семи планируемых зданий поликлиник были полностью построены только два, но и они до сих пор не работают по причине дальнейшего прохождения экспертизы. Вопрос о расторжении контракта с концессионерами также поднимался в 2024 году, так как инвесторы не реализуют взятые на себя обязательства. Пока вопрос остается нерешенным. Ответ мэрии Редакция «ФедералПресс» обратилась в мэрию Новосибирска с вопросами о заключении контрактов и уточнением, какие еще договоры на строительство новых объектов были разорваны. В администрации добавили, что некоторые контракты разрываются на уровне разработки проектов. К ним относятся, например: Контракт на разработку рабочей документации и выполнение работ по реконструкции объекта капитального строительства: Реконструкция здания (школа, пристройка мастерских и бассейна) по ул. Крылова, 44 в Центральном районе с увеличением объема. Пристройка к зданию (школа, пристройка мастерских и бассейна) (I этап строительства). Был разорван в 2024 году по причине невозможности его исполнения по независящим от подрядчика причинам. Контракт с ООО «ЖиВа» на разработку проектно-сметной документации на благоустройство озелененной территории в пойме реки Иня в Первомайском районе города Новосибирска. Был расторгнут в 2024 году из-за нарушения сроков. «Единственной причиной расторжения контрактов, произошедшего в течение 2024 года, было нарушение подрядчиками существенных условий контрактов», – заявили в администрации города. Новые контракты Поиск новых подрядчиков на заключение контрактов продолжается. В мэрии рассказали, что в 2025 году уже удалось заключить соглашения с некоторыми компаниями. «В ходе осуществления конкурентной закупки МКУ «Гормост» 07.04.2025 заключен муниципальный контракт №66-25К с подрядной организацией ООО «Автодорремонт техно» на выполнение работ по ремонту моста через реку Обь в створе пр. Димитрова. Срок выполнения работ по контракту – с даты заключения контракта по 01.06.2027», – рассказали «ФедералПресс» в мэрии. Кроме того, 5 марта 2025 года в режиме повышенной готовности, руководствуясь решением Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности города Новосибирска от 28.10.2024 № 113, МКУ «УЗТиС» заключен муниципальный контракт с подрядной организацией ООО «Акви Технолоджи» на выполнение первоочередных работ на объекте: «Станция «Спортивная» Ленинской линии Новосибирского метрополитена» по устройству инженерных систем (освещения, сигнализации, дымоудаления), необходимых для обеспечения безопасности движения составов метрополитена по метромосту. «Компания уже ведет работы по инженерным системам на объекте, и она единственная подала заявку на второй конкурс. Новый контракт на сумму 436,2 млн рублей предполагает выполнение всех оставшихся работ в комплексе: монтаж внутреннего и внешнего освещения, вентиляции, кондиционирования, отопления, автоматики движения поездов и ввод станции в эксплуатацию», – уточнили в мэрии. В результате расторжения контрактов мэрия получила минимальный ущерб, заявили в ответ на запрос «ФедералПресс». «Объем материального ущерба, причиненного заказчику, минимальный, так как условиями контрактов было установлено обеспечение исполнения контрактов предоставлением независимой гарантии банка. Почти все банки выплатили требуемые суммы по независимым гарантиям», – объяснили в ведомстве. Список объектов, которые не смогли реализовать в срок Станция метро «Спортивная», Четвертый мост чрез Обь, Ремонт Октябрьского моста, Ремонт Димитровского моста, Строительство школ, Строительство поликлиник, Ремонт набережной реки Иня, Реконструкция здания (школа, пристройка мастерских и бассейна) по ул. Крылова, 44. Список объектов, которые удалось реализовать за последние 5 лет Ремонт Заельцовского парка, Открытие «Сибирь-Арены», Открытие парка возле «Сибирь-Арены», Волейбольный центр «Локомотив-Арена». Фото: ФедералПресс / Екатерина Ломакина