"Для меня победа - это путь к пониманию и единству", - пишет в эссе "Победа. Что это значит для вас и ваших учеников?" на XXV Международный Пушкинский конкурс "РГ" преподаватель русского языка из Колумбии Софья Тюленева.
Она работает в мультикультурном художественном центре города Кали в Колумбии и часто обращается к произведениям Пушкина, пытаясь объяснить ученикам простые человеческие ценности, стремления, желание проявить волю к победе.
Конкретное упоминание победы можно увидеть в строках поэм "Полтава" и "Руслан и Людмила", где поэт описывает исторические события и героизм, связанные с победой русского народа. Русиста радует, что дети понимают пушкинскую мораль, что темы любви и борьбы за счастье универсальны и актуальны в его произведениях для всех народов. "Это и есть победа, когда дети, не зная языка, начинают чувствовать связь с культурой, которая, казалось бы, далека от их реальности", - отмечает в своем эссе Софья Тюленева.
Ее ученики понимают, что несмотря на трудности можно оставаться верным своим идеалам и культуре. Ее русскоговорящие ученики гордятся своими предками, а колумбийцы восхищаются стойкостью и преданностью, которые преодолевают любые преграды.
Однако, признается автор эссе, ей и ее подопечным приходится жить в мире "искаженной до безобразия информации, наглой попытки антагонистов переписать историю ее родной страны на свой лад, тем самым сталкивая разные народы, даже кровных родственников".
Тем не менее, перед 9 мая преподаватель рассказала ученикам о героях Великой Отечественной войны, отголоски которой слышатся в каждом доме: кто-то хранит ордена, кто-то - фотографии, кто-то - письма. Это память, пишет учитель, которая бережно передается в Колумбии из поколения в поколение.
Преподавательница делится с детьми и своей личной историей о прадеде Иване Николаенко. В 1942 году в госпитале он встретил ее прабабушку, санитарку, Екатерину Нецветаеву. Бабушка с улыбкой вспоминала, как главврач сказал: "Ну что, девчонки, женихов вам привезли. Только они все дырявые…".Так началась их фронтовая история любви. Они поженились, но вскоре прадед снова ушел на фронт. Софья как-то спросила прабабушку: "А ты не боялась, что он погибнет?" Она отвечала: "Конечно, боялась. Но все равно лучше его не было…" .
Ученики, пишет автор эссе, видят в этой истории главные ценности: любовь, верность и надежду, которые объединяют народы, независимо от культурных различий.