Какие волонтерские проекты поддерживает уральский бизнес

Возможно, кого-то это удивит, но значительная часть работающей молодежи не живет по принципу "дом-работа-дом", а готова тратить время и силы на благо общества и делиться накопленными знаниями. Мотивы и степень вовлеченности людей в волонтерскую деятельность попытались выяснить социологи УрФУ.

Какие волонтерские проекты поддерживает уральский бизнес
© Российская Газета

Из шести тысяч участников анкетирования, сотрудников частных и государственных компаний и организаций, 1638 оказались младше 35 лет. При этом треть респондентов из этой возрастной группы имеет более чем пятилетний опыт добровольчества, а еще 18 процентов - не менее трех лет.

- Более половины опрошенных работников считают наиболее важными социальные проекты, например помощь пожилым и детям, 39 процентов регулярно участвуют в экологических акциях, субботниках, благоустройстве родного города. Также в сфере их интересов - забота о бездомных животных. Около 30 процентов готовы безвозмездно помогать во время проведения массовых спортивных мероприятий, - поделилась результатами исследования завкафедрой социологии и технологий Мария Певная.

Ученые отмечают, что главным мотивом для занятий волонтерством в подгруппе работающей молодежи оказался альтруизм, на втором месте - полезные знакомства, на третьем - приобретение опыта. Именно эта категория опрошенных больше всех склонна и в будущем продолжать участвовать в добровольческой деятельности - такой ответ дали 64 процента участников.

- Люди, которые занимаются волонтерством с определенной регулярностью, более благополучны в социально-психологическом плане: чаще чувствуют себя счастливыми, готовы делиться своим временем, знаниями, опытом с другими. У них выше уровень ответственности и есть понимание того, что в их силах, - поясняет Мария Певная.

Когда сотрудники используют свои знания в социальных проектах, это меняет их отношение к работе - они начинают видеть в ней больше смысла

Также волонтеры вполне могут совершить более быстрый карьерный взлет: человек проверен в деле, сумел повести за собой других, и на это обращают внимание работодатели.

Например, в "СКБ Контур" расценивают корпоративное волонтерство как мощный инструмент для раскрытия потенциала сотрудников. Команда добровольцев-айтишников на протяжении нескольких лет ведет серию занятий по цифровой грамотности для пожилых земляков. В 2022-2024 годах такие курсы прошли 919 человек в возрасте от 52 до 94 лет, в среднем 370-400 слушателей за учебный год. Волонтеры учат пенсионеров разбираться в настройках телефона, использовать мобильные приложения для навигации, покупок или оплаты коммунальных услуг, переписываться с родственниками в мессенджерах и соцсетях. Сам проект появился благодаря инициативе сотрудников компании, которые хотели подружить с ИТ своих пожилых родственников. В итоге их идея выросла до городского проекта.

- Я давно собирался показать своей 80-летней бабушке, как лучше пользоваться смартфоном. Стал волонтером проекта, а ее привлек в качестве слушательницы. Ведь порой нам, близким, пожилые люди стесняются говорить о проблемах. А когда чувствуют себя в своей среде, раскрепощаются и лучше усваивают информацию, - делится опытом инженер Михаил.

По мнению советника генерального директора компании по социальной ответственности Светланы Скользковой, когда сотрудники используют свои знания в социальных проектах, это меняет их отношение к своей непосредственной работе - они начинают видеть в ней больше смысла. Для работодателя это возможность выявить скрытые таланты, усилить корпоративную культуру, познакомить персонал из разных подразделений и создать среду, где ценности бизнеса и личные устремления сближаются.

В холдинге "Атомстройкомплекс" "РГ" рассказали, что примерно пятая часть коллектива на протяжении 20 лет вовлечена в спортивную жизнь. Интересно, что именно это сообщество наиболее активно откликается на предложения принять участие в благотворительных акциях и городских инициативах.

- Чат спортивных организаторов наших предприятий со временем превратился в ресурс волонтеров, вовлекающих коллег не только в регулярные тренировки, но и в поддержку пострадавших от наводнения, в сбор гуманитарной помощи для участников СВО, новогодних подарков для маленьких пациентов областного хосписа, в мероприятия для подопечных детских домов и домов престарелых. А еще за последние пять лет было сдано более 300 литров крови - донорами стали свыше 600 человек, - рассказала директор департамента управления персоналом Галина Хабарова.

Помимо рядовых сотрудников в волонтерских инициативах обычно участвуют и руководители. В компании уверены, что формирование и развитие таких сообществ помогает удерживать опытный персонал, вовлекать новичков в жизнь коллектива, продвигать корпоративные ценности, а также эффективно воплощать принципы нематериальной мотивации.

- Мне нравится, что я могу улучшить чью-то жизнь. Нравится, что мы объединились в сообщество, в котором всегда найдутся люди, готовые поддержать твою идею и реализовать ее вместе с тобой, будь то субботник в парке рядом с офисом или поздравление ветеранов, - признается Анастасия Григорьева, лидер волонтерского движения АСК. - Работа подарила мне такое окружение, которое, как и я, видит смысл в том, чтобы чтить память героев прошлого, помогать не только знакомым, но и абсолютно незнакомым людям, заботиться о своем городе и природе.

Практика показывает: там, где руководство компании поддерживает добровольческие инициативы, коллективы более слаженные и стабильные. По словам директора по управлению персоналом Свердловского филиала "Т Плюс" Светланы Теминой, когда-то лишь 36 из 4000 работников в анкете написали, что время от времени помогают домам-интернатам и приютам бездомных животных. После того как в энергокомпании начали развивать волонтерство на системной основе, к мероприятиям подключилось более 40 процентов персонала. Самый яркий пример - Дни донора: за пять лет сдано 600 литров крови, 14 человек получили статус почетных доноров. Другое важное направление - экологические субботники, которые проводились в Основинском парке и в "Оленьих ручьях", в поселке Палкино и Ботаническом саду.

- Самая большая ценность волонтерства - социальная самореализация, возможность дать коллегам почувствовать свою значимость, полезность местному сообществу. Лидерами наших проектов стали 42 молодых сотрудника, в результате сформировался надежный костяк. У работодателя есть возможность коммуницировать с ним на новом уровне и рассматривать этих людей как кадровый резерв, - добавляет Светлана Темина.

промо изображение