В Ленинградской области энтузиасты восстановили полевой госпиталь в землянках

В поселке Дусьево, находящемся неподалеку от деревни Кобона, которая во время блокады Ленинграда была важнейшим пунктом в системе снабжения по Дороге жизни, появился необычный туристический объект.

В Ленинградской области энтузиасты восстановили полевой госпиталь в землянках
© Российская Газета

Полевой хирургический госпиталь, восстановленный силами энтузиастов, расположен сразу за памятником легендарной полуторке. Несколько десятков метров - и перед нами открывается извилистая сеть окопов, соединяющая землянки. Добротные, бревенчатые, с крышами, покрытыми слоем дерна. Реконструкция полевого хирургического госпиталя, работавшего здесь в войну, практически завершена. В ближайшее время здесь откроется экспозиция.

Как рассказал инициатор проекта, местный житель Александр Ерошкин, Дусьево и окрестности - место знаковое. В Великую Отечественную войну здесь находился "госпитальный район" - более двух десятков полевых лазаретов, куда доставляли получивших ранения бойцов, защищавших Ленинград. Сюда же попадали обессиленные ленинградцы, которых вывозили по Дороге жизни на Большую землю.

- Именно здесь располагался хирургический госпиталь № 817. Мы сверялись по документам в архивах. Мне много лет не давала покоя эта тема. Как же так: вот она, живая история, от госпитальных землянок и ямы остались, все бы реконструировать, визуализировать для молодежи, для будущих поколений. Одно дело - музей, другое - реальность. Не виртуальная. У меня один дед воевал, второй был эвакуирован из Ленинграда, в блокаду голодала бабушка. Поэтому для меня блокада - не страницы в учебнике. Но какой она предстанет перед внуками и правнуками? Именно поэтому занялся восстановлением госпиталя. Надо же прожить жизнь с каким-то результатом, оставить после себя что-то стоящее, - поясняет Александр Ерошкин.

Пока копали землю, находили документальные свидетельства того, что здесь действительно был госпиталь. В том числе медицинские склянки, большинство из которых рассыпались в руках: тонкое стекло не выдержало натиска времени. Среди найденного - солдатская каска: в проржавевшем металле - маленькое отверстие, а с другой стороны - большая дыра, словно кусок металла вырвали. Очевидно, что сквозь каску прошла пуля. Убила ли она солдата за мгновение или же его привезли с передовой живого, и умер он уже здесь, в землянке госпиталя? А может, свершилось чудо, и хирурги смогли спасти бойца? Об этом мы никогда не узнаем.

Идем по землянкам. Александр поясняет: здесь откроют сортировочную-смотровую, там палату с койками для раненых, аптеку, процедурную. Но самое зрелищное - землянка-операционная. Будет и командный блиндаж, и кухня-столовая. Здесь же навесом стоит настоящая полуторка. Ее со дна Ладоги, там, где проходила ледовая Дорога жизни, достали дайверы. Полуторку удалось идентифицировать. В 1943 году она в составе колонны отправилась из Кобоны в Ленинград с грузом муки. Колонна попала под вражеский обстрел, полуторка ушла под лед, погиб водитель. Известно его имя: Александр Богданов.

Энтузиасты хотят сделать все максимально исторически достоверно. Тем не менее время диктует свои требования. Поэтому окопы - менее глубокие, чем были тогда. Сделано это в целях безопасности посетителей. Землянки - более просторные, чтобы можно было водить группы. И все сделано основательно, на десятилетия, тогда как полевые госпитали создавались с расчетом на год.

Рядом с землянками устроено костровище и скамьи: чтоб посетители могли собраться, обсудить увиденное, спеть военные песни. А из полевой кухни их накормят классической солдатской кашей.

В воссоздании полевого госпиталя энтузиаста помогает государство. Проект поддержан правительством Ленинградской области. Примерно 30 процентов от общей стоимости проекта - именно государственные средства, в основном гранты. Все остальное - частные пожертвования.

В ближайших планах - открытие мастерских, которые будут расположены под мостом, соединяющим госпиталь с территорией поселка. Намечено создание пандуса для людей с ограниченными возможностями.