Театр "Самарская площадь" представил спектакль по повести Бориса Васильева

"Завтра была война" - произведение, написанное более полувека назад, многократно поставленное на сцене и экранизированное, на этот раз предстает не просто театральным приношением поколению победителей (половина учеников школы погибнет в боях Великой Отечественной войны), а остросоциальной драмой, резонирующей с днем сегодняшним.

Театр "Самарская площадь" представил спектакль по повести Бориса Васильева
© Российская Газета

Человеческие судьбы, разные и непохожие, в контексте большой истории страны сходят словно с передовиц свежих газет, обсуждаемых на соседской кухне. Любовь, порядочность, отношения отцов и детей, долг перед Родиной и ценность собственной жизни. Именно через поиск на сцене ответов на вечные вопросы, а еще более в долгих раздумьях после спектакля проходит главная линия повествования.

Режиссер спектакля Ирина Керученко (она же автор инсценировки) свела к минимуму плакатность хорошо знакомой истории, ее советский пафос. Портреты вождей и алый стяг на грубой стене "Мир отстояли - мир защитим" - не более чем метки истории. Внимание актуализировано на людях - учениках 9 "Б", их родителях и наставниках, точно найденных характерах линии наступления и обороны. На дворе - 1940 год, войны еще нет и в помине, но она уже маячит всюду доносами, репрессиями, сломанными судьбами.

В этой атмосфере в спектакле живут не только профессиональные актеры театра, но и занятые в спектакле студенты, что добавляет действу искренности и непосредственности. Играют себя - поколение, войны не видевшее. Они упоенно воюют с учительницей Валендрой, влюбляются, плачут и веселятся, дерутся и дерзят под присмотром "все знающих" взрослых. Получается отличная композиция, где массовые сцены выверены и действуют так же прицельно, как монологические. А нервом спектакля становится не конкретный предвоенный год, а драма человеческих судеб.

Высокие идеи борьбы с буржуазным бытом соседствуют с убогостью быта реального: "может ли трудовой человек каждый день есть конфеты?", "велико ли преступление читать Есенина?". Люди делятся на красных и белых, своих и чужих, переходя из одного клана в другой даже под влиянием случайности. "Нет личности, есть только гражданин, который обязан верить", "надо учить самой истине, а не способам ее доказательств".

При этом некоторая гротескность образов делает эту наивность утверждений вполне приемлемой и даже будничной. А будничность и связь трагического времени с судьбами многих семей делают историю близкой и понятной зрителю.

Энергия единения достигает апогея, когда "акапельная" песня "Орленок" на сцене отзывается зрительскими слезами. "Как я ее ненавижу", - слышу с соседнего кресла в адрес классного руководителя Валентины Андроновны. А потом то же самое - от других взрослых мужчин, по-детски сжимающих кулаки. Но ведь этот педагог, роль которого столь убедительно исполнила ведущая актриса театра Наталья Носова, - сама плод системы, где принято "предавать во имя спасения", и ее жертва.

К счастью, мир спектакля не однороден. Рядом со школьниками, вынужденными подчиняться старшим и быть ведомыми ими, появляется Леонид Сергеевич Люберецкий (Сергей Михалкин), говорящий с ними о любви, дружбе и поэзии. Живет и работает новый директор школы Николай Григорьевич Ромахин (Сергей Шамсутдинов), который несмотря на военное прошлое не утратил веры в любовь и красоту, которые, по его мнению, и должны стать основой воспитания молодежи. Он приносит в школу зеркало, чтобы, отражаясь в нем, красоты становилось больше. По ходу действия это "ненужное стекло", один из сильнейших символов спектакля, уберут, чтобы в памяти оставалось только то, что записано в протоколах.

В спектакле есть очень характерная сцена. Только-только похоронили, оплакали Вику Люберецкую (Варвара Мячина), которая предпочла смерть предательству отца, объявленного "врагом народа", но тут же школьники принимают участие в ноябрьских праздниках - с искренним воодушевлением юности несут транспаранты с портретами вождей и радостно кричат революционные песни. Из таких противоречий соткана жизнь, но бесспорно одно - спектакль, после которого хочется молчать и думать, получился точно о любви. О любви к Человеку с большой буквы.