РИО: Просьбы о зарубежной помощи создают риски утраты суверенитета
Попытка какой-либо страны обратиться к зарубежной поддержке, нужной для достижения внутриполитических целей, создает риски утраты суверенитета государством и фактической оккупации его территории, заявили российские историки на круглом столе, посвященном 100-летию со дня окончания японской оккупации Северного Сахалина.
Председатель правления Российского исторического общества (РИО) Руслан Гагкуев отметил, что после ухода частей Белой армии из Владивостока в эмиграцию и окончания более чем четырехлетней интервенции японских войск, иностранная военная интервенция продолжалась еще два с половиной года. В результате оккупация Сахалина закончилась только в мае 1925 года, напомнил он (подробности читайте в "РГ")
По мнению Гагкуева, уроки иностранной военной интервенции в годы Гражданской войны учат одному - нельзя обращаться за зарубежной поддержкой для достижения внутриполитических целей и получать "оттуда" какую-либо помощь. "Политическое руководство иностранных держав, вмешиваясь во внутренние дела, будет нацелено прежде всего на достижение своих собственных интересов", - подчеркнул эксперт.
Более ста лет назад Япония оккупировала Северный Сахалин, прикрываясь лозунгами о якобы борьбе с большевизмом, и хотела в итоге целиком захватить остров, богатый полезными ископаемыми, заявил директор Службы внешней разведки РФ, председатель РИО Сергей Нарышкин.
"Разговор об освобождении Северного Сахалина неразрывно связан с более широкой темой иностранной интервенции в годы Гражданской войны", - сказал он, выступая на круглом столе.
По его оценке, трагически утратив в 1917 году единство народа, Россия оказалась фактически безоружной против агрессивных соседей, не упустивших шанса воспользоваться этой ситуацией.
"Разумеется, поначалу агрессивные и хищнические устремления наших противников были прикрыты громкими лозунгами о союзнической поддержке в борьбе с большевизмом. Но, как потом с горечью писал один из лидеров Белого движения Антон Иванович Деникин, "это была не помощь, а оккупация", - пояснил он.
Он напомнил, что после окончания Русско-японской войны в 1905 году Сахалин оказался разделен по 50-й параллели - северная часть осталась в составе Российской Империи, а южная - отошла к Японии. При этом в Токио продолжали лелеять амбиции захватить остров целиком, поскольку малонаселенная российская территория была очень богата полезными ископаемыми.
Завтра, 15 мая исполнится 100 лет со дня окончания японской оккупации северной части острова Сахалин и полного завершения иностранной интервенции на территории бывшей Российской империи.
Япония, как и другие страны Антанты, изначально участвовала в интервенции на Дальнем Востоке и в Сибири якобы для поддержки Белого движения, но при этом активно вывозила ресурсы из разоренной Гражданской войной России. Пользуясь уязвимым положением нашей страны, Япония решила распространить свое влияние на Северный Сахалин, который, по итогам Портсмутского мирного соглашения 1905 года, принадлежал России. Поводом для высадки японских войск послужил Николаевский инцидент весной 1920 года. Уже 21 апреля 1920 года японские войска высадились в Александровске-Сахалинском, административном центре Северного Сахалина, и быстро установили контроль над всей его территорией.
Япония официально провозгласила, что будет присутствовать на острове, пока в России не установится централизованная власть, но действия японцев свидетельствовали о далеко идущих планах ресурсной эксплуатации этих мест. Японские компании получили концессии на разработку угольных и нефтяных месторождений. Активно вырубались леса, древесина вывозилась в Японию. Местное население принуждалось к работам на японских предприятиях за несущественную плату. Плюс на оккупированной части острова действовал жесткий военно-оккупационный режим с беспощадным контролем над всеми сферами жизни жителей.