Рамблер
Все новости
В миреНовости МосквыПолитикаОбществоПроисшествияНаука и техникаШоу-бизнесВоенные новостиАналитикаИгры
Личные финансы
Женский
Кино
Спорт
Aвто
Развлечения и отдых
Здоровье
Путешествия
Помощь
Полная версия

Чем занимается в кыргызском Джалал-Абаде славянская диаспора

Ассоциация "Славянская диаспора" в городе Джалал-Абад стала инициатором целого ряда мероприятий, посвященных памяти местных жителей, ушедших на фронт во время Великой Отечественной войны. Кто они - члены этой диаспоральной организации, сколько их осталось в регионе и чем они занимаются круглый год? На эти и другие вопросы "РГ" ответил президент объединения Виктор Малюженко.

- Для многих интервью с вами будет настоящим открытием, ведь сложилось мнение, что в Ошской и Джалал-Абадской областях Кыргызстана русских и других славян практически не осталось. А тут - целая диаспора!

Виктор Малюженко: Только в нашей организации по всей области более полутора тысяч человек. Но есть один нюанс. Раньше в ее уставе было указано, что членами могут быть только русские, украинцы, белорусы. Несколько лет назад, после того как я возглавил диаспору, были введены некоторые изменения. Теперь среди нас есть и те, у кого только один из родителей славянского происхождения. В целом же члены диаспоры - люди разных возрастных групп.

Мнение, что в регионах Кыргызстана и на юге не осталось русских, ошибочное и в то же время понятное. Действительно, после 1990-х произошел первый и самый массовый отток русских и представителей других славянских этносов из республики. Но те, кто остался, кто пережил эти по-настоящему трудные времена, очень сильные люди, настоящие патриоты! Забегая вперед, хочу отметить, что вопреки опять-таки расхожему мнению здесь, на юге и непосредственно в Джалал-Абаде, к славянам, русскоязычному населению относятся как к родным. Другого слова не подберешь.

- Что лично вас удерживает в этом городе?

Виктор Малюженко: Как говорят местные жители: если я уеду, кто будет вести основную работу по сохранению памяти о героях Великой Отечественной войны? Конечно же, я делаю все это не один. Помогают активисты нашей диаспоры, огромная поддержка поступает и от городских властей. Более того, с каждой новой акцией становится все больше джалалабадцев, которые понимают важность нашей деятельности. Ведь даже без привязки ко Дню Победы и юбилейным датам мы ежегодно совместно с коллегами как из Кыргызстана, так и других государств, России в первую очередь, ведем работу по поиску сведений о красноармейцах, пропавших без вести, и местах их захоронения.

Один из ярких примеров такой работы: за пару дней до Дня Победы мне в социальных сетях пишет незнакомая женщина и предлагает встретиться. Когда увиделись, что-то у меня внутри екнуло, но я никак не мог вспомнить, где ее видел и откуда знаю. Представившись Гульнурой, она рассказала, что специально приехала в Джалал-Абад, чтобы поблагодарить меня. А история оказалась такой. Три года назад ко мне обратилась координатор поискового движения "Наша Победа - Биздин Жениш" Светлана Лаптева, с которой мы активно сотрудничаем. В России были обнаружены останки воина-кыргызстанца, призванного с юга Кыргызстана. Светлана попросила найти его родственников, чтобы пригласить их на захоронение.

Конечно же, мы с коллегами здесь, на месте, сделали все возможное, чтобы найти потомков солдата. И нашли! Именно поэтому Гульнура - внучка того воина - смогла побывать на церемонии перезахоронения. В Джалал-Абад она привезла фотографии с места погребения и заламинированные обрывки документов, найденные при погибшем воине. Я потом пересмотрел историю нашей с ней переписки. Оказалось, что мы общались еще в 2022 году. Три года спустя она нашла возможность приехать и лично встретиться с нами.

Если смотреть это как на результат нашей работы, то это просто бесценный опыт. Кстати, благодаря сотрудничеству с Лаптевой мы таким образом вернули память о примерно 15 бойцах-джалалабадцах.

- Расскажите об акции "Скорбящая мать", о которой часто говорят в Кыргызстане. Какова ее цель?

Виктор Малюженко: На самом деле это не акция. "Скорбящая мать" - мемориальный комплекс воинам, погибшим в годы Великой Отечественной войны. Он находится в парке "Жениш" ("Победа") в Джалал-Абаде. Но акцию, связанную с этим мемориалом, мы действительно проводим. Она называется "Фотография ветерана Великой Отечественной войны".

Понимаете, так получается, что большая часть общества обращает внимание на историю ветеранов только ближе к 9 Мая, когда проходит "Бессмертный полк". Поэтому мы и решили создать такую почетную стелу с фотографиями наших героев, чтобы каждый в любой момент мог увидеть их, прочесть имена, заинтересоваться историей жизни и подвигов. И это нам удалось.

Играет свою роль и то, что парк "Жениш" - оживленное место. Приятно видеть, что и молодежь внимательно всматривается в лица фронтовиков. Более того, после запуска нашей акции мы получаем много звонков с вопросом, куда можно принести фотографии отцов и дедов, которые внесли свой вклад в общую Победу. И мы видим, что у жителей Джалал-Абада и области есть большая потребность в сохранении истории, памяти.

- А как к таким акциям относятся местные власти?

Виктор Малюженко: Как я уже говорил, мы получаем огромную поддержку всех наших мероприятий. Например, пять лет назад мы устанавливали обелиск джалалабадцам - Героям Советского Союза. В этом году мы решили перенести его в парк "Жениш", чтобы все мемориалы оказались в одном месте. Сама идея, кстати, родилась еще в прошлом году. Мы пошли с ней к мэру и заручились его поддержкой.

Пока шла реконструкция, каждое утро к нам приезжал или звонил вице-мэр, уточнял, не нужно ли чего-нибудь. Город выделил рабочих. Мы со своей стороны только приобретали строительные материалы, которыми нас обеспечили спонсоры. Они же кормили рабочих обедами. Хочу сказать, что нам помогали и ветераны Баткенских событий, аксакалы. В общем, это была большая командная работа. В одиночку, конечно же, у нас бы вряд ли что-нибудь получилось.

- Чем займетесь теперь?

Виктор Малюженко: 22 июня, как и каждый год, мы поедем на братскую могилу воинов, умерших от ран в госпиталях на территории Джалал-Абадской области, и к памятнику землякам, погибшим в годы Великой Отечественной войны. Будут возложение цветов, почетный караул.

У нас продолжается работа над "воскрешением" историй и имен героев, павших на поле боя. Совместно с единомышленниками мы продолжим искать места их захоронения, проводить розыск родственников. Конечно же, будем принимать участие и в гуманитарных и социальных акциях, мероприятиях российских соотечественников в Кыргызстане, а также сами их инициировать.

Зачем все это нужно лично мне? Мои деды и их братья воевали, двое из них погибли, один - под Сталинградом. И для меня просто невыносима мысль, что истории и подвиги - и их, и каждого из тех кыргызстанцев, кто ушел на фронт, вернулся ли он или остался на поле боя, - могут быть забыты или искажены. Память должна жить и передаваться из поколения в поколение. Если мы не будем знать свою историю и учиться на ошибках прошлого, мы не сможем построить будущее!

Ключевой вопрос

- Что лично вам и вашей семье принесла кампания по поиску информации о погибших героях?

Виктор Малюженко: Незадолго до Дня Победы я, будучи на форуме в Москве, познакомился с участницей мероприятия Еленой Кравченко. В разговоре она обмолвилась, что буквально недавно приехала из Польши. А именно там 7 февраля 1945 года погиб родной брат моей бабушки. Конечно же, я не мог не воспользоваться такой возможностью и попросил Елену о помощи. И вот, спустя восемьдесят лет после Великой Отечественной войны, благодаря интернет-технологиям и этому неслучайному знакомству мы, потомки, смогли увидеть место захоронения нашего деда-героя - Якова Герасимовича Власенко. Он был старшим сержантом 1339-го стрелкового полка, командиром отделения связи артиллерийской батареи. Был призван еще в 1939 году в Казахской ССР. За время службы награжден медалью "За боевые заслуги" и орденом Славы III степени. Бабушки, к сожалению, уже нет в живых, и она не смогла разделить пережитые нами чувства. Но для нас, его потомков, они многое значат!