Александр Коршунов: Что нужно, чтобы спектакль о войне стал для зрителя событием

В московском театре "Сфера" состоялась премьера спектакля "Эшелон". В театре называют эту премьеру главной в сезоне. Героини пьесы Михаила Рощина - женщины, спасающие себя и детей от ужасов войны. В эвакуацию на восток в тесном вагоне едут сотрудники завода - люди разные, но надо вместе делить тепло одной печки, ухаживать за больными, добывать пропитание. "РГ" беседует с художественным руководителем театра народным артистом Александром Коршуновым.

Александр Коршунов: Что нужно, чтобы спектакль о войне стал для зрителя событием
© Российская Газета

Почему из множества пьес о Великой Отечественной вы выбрали "Эшелон" Рощина?

Александр Коршунов: Пьеса очень искренняя, теплая, пронзительная. Как пишет Михаил Рощин в ее начале: "Речь пойдет о войне, но не о сражениях и бойцах, не о героях-воинах, кому и положено быть мужественными и стойкими, а о тех, кто выжил и выстоял, когда, казалось бы, нельзя было ни выжить, ни выстоять". Он посвятил пьесу своей матери и всем женщинам, "тем, кого принято называть простыми, слабыми". История автобиографична - Рощин сам пятилетним мальчишкой ехал в таком вагоне в эвакуацию... Из желания поставить человечный, сердечный спектакль о войне и родился наш "Эшелон".

Иной раз кажется, что трудности нам нужны, чтобы стать наконец сильнее и добрее. Спектакль о войне - это еще и спектакль о нас сегодняшних

И вы вслед за автором посвятили постановку женщинам, на долю которых выпало столько испытаний?

Александр Коршунов: Конечно. Хочется положить свой кирпичик в памятник нашим бабушкам, матерям, сестрам. Именно в нашем театре, где нет разделения на сцену и зрительный зал, где все рядом, публика и артисты, эта пьеса звучит по-особенному.

Пьеса густонаселенная - были сложности с постановкой?

Александр Коршунов: Да, в пьесе много действующих лиц - такое многоголосие, оркестр, который надо настроить. В пьесе есть дети - детей ехало очень много… Но главная тонкость в полифонии - пьеса как симфония, ее надо правильно сыграть.

Сколько артистов на сцене?

Александр Коршунов: Трех персонажей мы сократили, одного добавили, получилось 22 действующих лица. Задействованы 30 артистов и 6 детей - большая часть труппы. Рощин определяет жанр пьесы как "трагическую повесть для театра". В тексте много авторских ремарок, очень глубоких - звучит голос автора, и он создает трагический, органный настрой. Важно не столько ощущение боли, сколько духовный подъем, преодоление, объединение людей. Дорогого стоит это родство незнакомых людей, спасавших друг друга и ставших близкими. И не случайно лейтмотив спектакля - музыка Георгия Свиридова с ее возвышающим душу настроем.

Можно услышать: тема войны приелась. Режиссеров пугает в патриотических темах пафос. Как сделать, чтобы такой спектакль стал событием, чтобы нас сегодняшних брал за душу и вызывал отклик?

Александр Коршунов: Прежде всего надо ясно осознавать: зачем ты за эту тему взялся. Мы ведь не на экскурсию в музей приглашаем - важен разговор о дне сегодняшнем. О том, какие мы, когда приходит беда. К несчастью, трудности нам будто бы нужны, чтобы стать наконец сильнее и добрее. Почему мы стали забывать, какая сила в этом слове - "вместе"?

Чего еще ждать от "Сферы" в этом сезоне?

Александр Коршунов: Параллельно ставлю "Горе от ума. Открытую репетицию". К концу сезона мы должны этот спектакль собрать, а в сентябре дадим премьеру.