Почему Аллу Осипенко можно назвать одной из главных балерин XX века
Немного не дожив до 93 лет, ушла из жизни Алла Осипенко. Одна из главных балерин ХХ века, участница, а подчас сотворец эпохальных для российского балета премьер. Носительница старой аристократической породы, для которой самореклама была вульгарна, а театральная работа локтями просто отсутствовала среди базовых понятий.
Алла Осипенко родилась 16 июня 1932 года по документам - в Ленинграде. Но весь уклад семьи, судя по ее воспоминаниям, пытался остаться петербургским: ее мать была из рода Боровиковских - художника и сенатора. Тем не менее, от советской реальности изолироваться не удавалось, и уже в 9-летнем возрасте Ляляша вместе со всей страной приняла удар войны: поступив летом в легендарное хореографическое училище на ленинградской улице Зодчего Росси, учебу она начала в заваленных мерзлой картошкой классах сельской школы в уральской Курье. Несмотря на суровость обучения, в балете не зависящего от привходящих обстоятельств, еще в школе в Осипенко видели редкий бриллиант - хотя и сложный, тонко устроенный, требующий индивидуальной огранки. Ее педагогом была Агриппина Ваганова, еще за несколько лет до выпуска пригласившая Леонида Якобсона поставить для своей ученицы номер - "Размышление" на музыку Чайковского.

В 1950 году Осипенко вошла в труппу Ленинградского театра имени Кирова. Тогда даже крошечных партий начинающим нужно было ждать годами, изучая традиции в глубине кордебалета. Но вчерашняя школьница, даже не обладавшая модной спортивной виртуозностью, быстро стала продвигаться к центру сцены: порода, красота линий, уникальное чувство позы - и значительность, незаменимое в балете качество, - приковывали внимание. О ее Фее Сирени в возобновлении старой "Спящей красавицы" говорили и писали не меньше, чем о некоторых премьерах, ее потрясавшая музыкальной проникновенностью Одета-Одиллия в "Лебедином озере" постепенно становилась эталоном для балета своего времени.
Но, как оказалось, сила художественного воздействия Осипенко была заключена не в классических балетах. В середине 1950-х она стала участницей первых экспериментальных постановок Юрия Григоровича и Игоря Бельского. Они открыли в ней сочетание отточенной формы и экспрессии невероятной силы. Осипенковские Хозяйка Медной горы в "Каменном цветке", Его Любимая в "Береге надежды", Мехменэ Бану в "Легенде о любви" стали символами эпохи, пережившими ее.
Когда эпоха оттепели закончилась и в Театре имени Кирова места для этой хореографии не осталось, Осипенко нашла в себе силы эмигрировать. Но не на Запад - этого не позволяло благородное воспитание, а в маленькую труппу к опальному Леониду Якобсону, для которого Осипенко была вдохновительницей. Для нее созданы такие его шедевры, как "Минотавр и Нимфа", "Полет Тальони" и другие балеты. В них сформировался новый образ Осипенко - утонченной, графичный, обостренно-нервный. Несколько лет спустя он оказался притягательным для начинающего хореографа Бориса Эйфмана. Получив балерину уникальных актерских и пластических возможностей, в своем новорожденном коллективе он поставил с ее участием "Прерванную песню", "Двухголосие" - балет на музыку группы "Пинк Флойд", "Идиот", в котором Осипенко предстала в роли Настасьи Филипповны.
В 1982 году завершив большую балеринскую карьеру, Осипенко продолжала изредка выходить на сцену, преподавала в Италии, позже - в Михайловском театре, ее снимали Александр Сокуров и Илья Авербах. В отличие от многих коллег, Осипенко не любила публичность, не желая, вероятно, видеть сочувствующие взгляды тех, кто сравнивал ее с фотографиями юной красавицы. Ее интервью редки, но в них был слышен голос не только балерины, но героини своей эпохи, чьи творения давали силы многим ее современникам.