Павел Басинский - о тульском художнике Александре Майорове

В Туле живет прекрасный художник с мировым именем Александр Майоров - заслуженный художник России, академик Российской академии художеств. Его картины известны далеко за пределами родной Тулы - в Москве, США, Канаде, ЮАР, ряде европейских стран. Он провел более сорока персональных выставок в России и за рубежом.

Павел Басинский - о тульском художнике Александре Майорове
© Российская Газета

А в молодости он был полуподпольным художником. Он рассказывает об этом: "На выставке подходит мужчина в сером костюме и вообще какой-то серый, с невыразительным лицом: "Ваша картина - вот эта - "Задумавшийся". О чем задумался? Чего он хочет? Эти ваши картины нас заставляют задумываться. Вот это плохо!"

Между прочим, Майоров был художником первой картины, которую снял на свои деньги ныне известный кинопродюсер Сергей Сельянов в 1980 году. Она называлась "День ангела" и впервые вышла на экраны только в 1988 году.

Сегодня Александр Майоров - признанный художник. Он не только делает свои персональные выставки, но и выпускает изумительные по красоте альбомы, каждый из которых шедевр полиграфии. У него своя особая техника письма в формате 3 D, которой он достигал десятилетиями. На холст он кладет до двадцати тончайших слоев краски, обычно сочетая в одной картине лессировочную и пастозную техники.

Картины Майорова создают пленительный визуальный ряд, и в то же время они, как правило, очень "литературны", то есть рассказывают какую-то историю, что редко встречается в современной живописи. Майоров пленен Серебряным веком русской литературы, и целый ряд его работ непосредственно привязан к поэзии и прозе этого времени, к его историческому контексту.

Новый цикл картин называется "Парадоксальные персонажи" и посвящен самым разным историческим личностям, от императора Нерона до писателя Гоголя. Общего между ними разве только то, что Нерон сжег Рим, а Гоголь - второй том "Мертвых душ".

Также среди любителей парадоксов - императоры Петр III и Павел I, королева Мария Стюарт, авантюрист Джакомо Казанова, старец Григорий Распутин, скрипач Паганини, архитектор Гауди и другие знаменитые, но странные личности.

Что также необычно для художника - Майоров в предисловии к каталогу цикла раскрывает основной смысл своих картин и своего видения каждого из персонажей. Это рискованный шаг, но в данном случае правильный.

Например, совместный портрет императоров Петра III и Павла I. "По сей день, - пишет Майоров, - в сознании многих принявшие мученическую смерть от рук заговорщиков отец и сын... предстают недоумками, способными только на игру в солдатики, насаждение в армии прусской формы и прусского устава, отдание идиотских распоряжений. При этом в тени остаются принятые ими прогрессивные указы и законы, предполагавшие дальнейшие серьезные реформы в государстве, направленные на улучшение жизни народа и на тотальную борьбу с коррупцией".

Согласитесь, после таких коротких вступлений к циклу рассматривать его будет куда интереснее и содержательнее...

И вот что любопытно. Пока Александр Майоров работал над своими картинами, на экраны вышел сериал "Павел. Первый и последний", где несчастный император предстал совсем в другой интерпретации, чем та, что культивировалась десятилетиями. Испанский архитектор, создатель незабываемого облика Барселоны Антонио Гауди был причислен недавно скончавшимся Папой Римским Франциском к лику святых, а Джакомо Казанова широко "отметил" свое 300-летие. Бывают странные совпадения...

Остается отметить, что выставка состоялась в калужском Инновационном культурном центре благодаря замечательной женщине - руководителю выставочно-экспозиционного центра Анне Сенатовой, которая постоянно проводит в своем камерном зале не только выставки, но и презентации новых книг и беседы с известными писателями.