Музей под землей. На каких станциях московского метро можно найти символы Великой Отечественной войны

Скульптуры фронтовиков, партизан и рабочих заводов, храмы воинской славы, мозаики, выполненные в блокадном Ленинграде, путевые стены в цветах георгиевской ленты и панно в честь битвы за Москву. Столичный метрополитен — музей под землей, который в том числе хранит память о героях Великой Отечественной войны.

Музей под землей. На каких станциях московского метро можно найти символы Великой Отечественной войны
© Mos.ru

В этом году страна отмечает важную дату — 80-летие Победы. Вместе с Ириной Карпачевой, начальником отдела «История Москвы» Музея Москвы, рассматриваем символы войны на станциях.

Мозаики и барельефы в честь народного подвига на станциях военных лет

Строительство метро в Москве продолжалось даже в Великую Отечественную войну. Работы приостановили только в первые месяцы, но возобновили сразу же, как только немецкие войска были отброшены от столицы. 1 января 1943 года, в разгар Сталинградской битвы, открыла двери станция «Завод имени Сталина» (ныне — «Автозаводская»). Уже тогда отдали дань уважения людям, которые боролись с противником на передовой и работали для оборонных нужд, а главной темой оформления станции стали два основных фронта — боевой и трудовой. На настенных мозаиках изображены сцены сбора урожая, погрузки боеприпасов, рейс военного корабля. Здесь есть и барельефы с летчиками и конструкторами, металлургами и инженерами. Вестибюль украшает панно — исторический парад 7 ноября 1941 года на Красной площади. Только на нем за танковыми колоннами возвышается фигура былинного русского богатыря на коне.

В ноябре того же года на Замоскворецком радиусе (первоначальное название Замоскворецкой линии) открыли еще две станции — «Павелецкую» и «Новокузнецкую». Их проектировали до войны, а элементы, отсылающие к подвигам и защите Родины, авторы добавили позднее. На платформе «Новокузнецкой» между стенами и сводом тянется скульптурный фриз с фигурами пехотинцев, летчиков, танкистов, кавалеристов, артиллеристов. Над «передовой», на потолке, кипит жизнь в тылу: трудятся строители, сталевары, авиаторы. На солнечной мозаике садоводы срывают с яблонь спелые плоды.

Станции, открытые в годы войны, стали памятниками — символами тех событий. Подумать только, идут ожесточенные бои, а в Москве строится метро! По всей стране разносились новости об открытии новых станций. Это вселяло в людей уверенность в завтрашнем дне. Столица живет, строится, а значит — страна жива. Мозаики на “Автозаводской” и “Новокузнецкой” выполнил художник Владимир Фролов. Во время войны он отказался покидать родной Ленинград, не хотел бросать мастерскую и мировую коллекцию смальты, которую начал собирать его дед. Художник работал истощенным, в неотапливаемой мастерской, при регулярных бомбежках. Доподлинно не известно, какие мозаики он завершил до войны, а какие — при блокаде. Но значительная часть его работ отправилась в Москву по Дороге жизни через Ладожское озеро. Увидеть их в метро мастеру не довелось: Владимир Фролов скончался от голода и был похоронен в братской могиле. Ирина Ирина Карпачева начальник отдела «История Москвы» Музея Москвы

Музей под землей: Главархив — об украшении и охране памятников в метроПодземный фронт: как удавалось строить метро во время войны

Знаменосец, летчик, советский Иван Сусанин и другие памятники под землей

В 1944 году недавно открытый Арбатско-Покровский радиус продлили от станции «Курская» до «Измайловского парка культуры и отдыха имени Сталина» (ныне — «Партизанская»). Новые станции продолжили тему военных подвигов.

На платформе «Бауманской» пассажиров встречают скульптуры красноармейца со знаменем, летчика, партизанки, метростроевки, рабочего. «Электрозаводская» продолжает рассказ о том, что без вклада промышленников армия не достигла бы успеха. Барельефы на пилонах запечатлели сборку артиллерийского орудия, танка, самолета и автомобиля.

Следующая станция — «Семеновская» — была открыта 18 января 1944 года под названием «Сталинская». В 1961 году ее переименовали. Путевые стены станции декорированы барельефами с образцами всех типов армейского вооружения. Здесь и винтовки, и пулеметные ленты, и торпеды, и самолеты. Между ними вставлены медальоны с профилями пехотинца, моряка, летчика, танкиста, десантника. На своде вылеплен орнамент с танком, бомбардировщиками, пушками и военным кораблем.

Станция «Партизанская» — памятник партизанским соединениям, которые вели отчаянную борьбу в тылу противника. За одной из колонн можно увидеть скульптуру пожилого мужчины в шубе и валенках. Это Матвей Кузьмин, известный как советский Иван Сусанин. Подвиг он совершил в 83 года. Когда его родную деревню Куракино в Псковской области оккупировали в 1941-м, немцы попросили крестьянина провести их к деревне Першино (в шести километрах от Куракина), в которой находились бойцы Красной армии. Тот согласился, а сам послал внука предупредить своих и посоветовал, где организовать засаду. Нацисты попали под пулеметный огонь. Сам Кузьмин погиб от руки гитлеровца.

На станции также установлен монумент Зое Космодемьянской, чья гибель в 1941 году стала символом противостояния нацизму во всем мире. В вестибюле — мемориал, посвященный подвигу партизан. Трое людей с оружием как бы преграждают дорогу: пожилой мужчина поднимает руку, рядом стоят женщина в платке и юноша.

Кольцо побед. Станции как храмы воинской славы

Кольцевую линию — величественную, торжественную, триумфальную — начали строить в разгар войны, а замкнули в 1954-м. Она стала воплощать собой своего рода храм Победы.

«Линия словно учебник истории: она рассказывает о военных традициях и напоминает о сражениях со времен Средневековой Руси до Великой Отечественной войны. Своего рода кольцо наших побед. Это особенно заметно по “Комсомольской”, одной из самых торжественно украшенных станций в московском метро. Ее спроектировал легендарный архитектор Алексей Щусев. Мозаики из смальты на потолке ставят в один ряд Александра Невского, Дмитрия Донского, Александра Суворова, Михаила Кутузова и советских воинов, битву на Куликовом поле, Бородино и взятие Берлина в 1945 году», — отметила историк.

«Таганская» восславляет победителей в Великой Отечественной войне. Пилоны покрывают майоликовые панно, в центре которых помещены медальоны с профилями солдат разных видов войск. «Курская» поражает размахом вестибюля: он стал храмом воинской славы — с вратами Победы, скульптурами с лавровыми венками и парадным куполом и круглым залом. Форма храма сохраняется на «Новослободской»: арки, позолота и длинная платформа, ведущая к алтарю — смальтовому панно с надписью «Мир во всем мире». Женщина, держащая на руках ребенка, символизирует Родину-мать.

«Станцию “Октябрьская” можно назвать храмом павших воинов. Узоры на полу похожи на ковровую дорожку, ведущую к алтарю, а светильники в форме факелов создают мягкое, торжественное освещение. На стенах — барельефы, на которых изображены солдаты, напоминающие ангелов», — поделилась Ирина Карпачева.

Подземные дворцы. Чем уникальны станции Кольцевой линии столичного метро

Противотанковые ежи на «Дмитровской» и празднование мира на станции «Парк Победы»

О триумфе Победы город не забыл и спустя десятилетия. В 1991 году открылась станция «Дмитровская» Серпуховско-Тимирязевской линии, которая напоминает о битве за Москву. Мотив выбран неслучайно: в окрестностях Дмитрова развернулись бои. Перемиловская высота стала одним из рубежей, где был остановлен противник. Память об одном из крупнейших и переломных сражений Великой Отечественной на станции хранят барельефы. На них запечатлены противотанковые ежи, ставшие символами обороны столицы, зенитные орудия, Московский Кремль и лучи прожекторов противовоздушной обороны.

Станция «Парк Победы», расположенная вблизи мемориального комплекса на Поклонной горе, связывает бойцов советской армии с великими предками. Панно в южном зале изображает героев Отечественной войны 1812 года.

Народное ополчение и преемственность русской армии — на новых станциях

И сегодня новые станции метро посвящают событиям тех лет и людям, которые сражались за нашу свободу. Архитектурная концепция «Минской» Солнцевской линии, открытой в 2017 году, показывает военную технику, поскольку рядом расположен Музей Победы. Колонны на платформе и стены в вестибюле покрывают фотоколлажи с элементами дальнобойного орудия форта «Красная горка» Кронштадтской позиции.

Станция «Народное Ополчение» Большой кольцевой линии, открытая в 2021-м, увековечила не военных, а простых граждан, вставших на защиту Отечества в 1612, 1812 и 1941 годах. Тематические рисунки на путевых стенах и в вестибюле в серых тонах выполнены с помощью ультрафиолетовой печати. Например, на одном из них в атаку идут бойцы народного ополчения под советским флагом, на заднем плане Кузьма Минин поднимает войско. Приведена его цитата: «Нет такой силы, которая поработила бы нас».

Станция «Генерала Тюленева» Троицкой линии оформлена в цветах георгиевской ленты — символа воинской доблести и Дня Победы. Потолок и путевые стены украшают треугольные серые панели, пересеченные черно-оранжевыми линиями. Станция открылась в 2024 году и получила название по одноименной улице в районе Теплый Стан. Полководец Иван Тюленев начинал службу в русской императорской армии, в Первую мировую войну был награжден четырьмя георгиевскими крестами, в Гражданской войне участвовал на стороне красных. Под его командованием советская армия отстояла Кавказ и освободила часть Кубани в Великую Отечественную войну. Витраж, что возвышается над эскалатором, поделен на шесть полотен. Он поднимает тему преемственности: на нем изображены конный воин в Гражданскую войну, красноармейцы, сбитый советским истребителем немецкий бомбардировщик, сам генерал Тюленев и современный офицер как наследник побед русской армии.

На новой Рублево-Архангельской линии идет строительство станции «Бульвар Генерала Карбышева» — в честь Героя Советского Союза, военачальника и военного инженера Дмитрия Карбышева, который погиб в нацистском концлагере в феврале 1945 года — не дожив несколько месяцев до Победы. Оформление павильонов входа и выхода посвятят различным подразделениям инженерных войск. В облике станции будут преобладать светло-серые и белые тона, а название выделят крупными буквами на контрастном фоне. На колоннах платформы разместят художественные барельефы, а главную роль сыграет свет.

Полюбоваться естественной красотой металла: какие станции БКЛ выполнены в стиле лофтРусский авангард в современном воплощении: в дизайне трех станций БКЛ нашли отражение супрематизм и конструктивизмСтеклянные колонны, пергола и стихи Тютчева. Станции первого участка Троицкой линии метро — в деталяхПринята архитектурная концепция станции «Бульвар Генерала Карбышева» — Собянин