Премьеру спектакля «Операция «Дети» представили в Нижнем Новгороде
У Победы много лиц. Победа в Великой Отечественной войне соткана из тысяч и тысяч подвигов, совершённых с оружием в руках и у станков, на линии фронта и в тылу врага. Из прогремевших на весь мир и тихих, известных в первую очередь тем, кого они затронули. Подвиг Матрёны Вольской, которая спасла от немецких концлагерей более 3 тысяч детей, выведя их с оккупированной Смоленщины, один из таких. Под обстрелами они прошли 200 километров пешком. Навстречу жизни. В нашем новом проекте, посвящённом 80-летию Великой Победы, мы расскажем об этой уникальной истории бесстрашия и самоотверженности. Исторический момент Вместе с 23-летней Матрёной Вольской детей с оккупированной Смоленщины выводили медсестра Екатерина Громова и учительница Варвара Полякова. В тот момент, когда на их хрупкие плечи легла такая сложная задача, обеим было всего по 24 года. Командир операции Матрёна Вольская с группой старших ребят шла впереди многокилометровой колонны, после неё шла Варвара Полякова с детьми помладше, а в конце колонны двигалась Екатерина Громова с самыми маленькими. Екатерина Ивановна отвечала за самых младших, ослабленных и больных детей и оказывала медпомощь всему отряду. Благодаря стойкости и мужеству этих девушек удалось вывести из Смоленщины три тысячи измождённых детей и доставить в Горький. После этого Вольская осталась жить в Городецком районе, а Громова и Полякова вернулись в освобождённый Смоленск.Екатерина Ивановна вышла замуж, родила двоих сыновей. До 1972 года она работала заведующей фельдшерско-акушерским пунктом. За свой подвиг медсестра получила множество грамот и благодарностей, была награждена медалями и орденом Трудового Красного Знамени. Варвара Полякова после возвращения на родину продолжила работать учительницей в городе Демидове вплоть до выхода на пенсию. В 1985 году её наградили орденом Отечественной войны II степени. Сейчас на здании школы, где преподавала Варвара Сергеевна, установлена мемориальная доска в её честь. Остались в памяти Многие дети, спасённые Матрёной Вольской, остались жить в Горьковской области. Некоторые из них стали известны на весь Советский Союз.Так, например, Николай Анищенков был верным помощником Матрёны Вольской. Во время похода он был одним из старших ребят, возглавлявших отряды, на которые внутри делились колонны. «Конечно, шли пешком и притом голодные, и даже босые, что было – всё кончилось, а одежда и обувь износились. Но Матрёна Исаевна только нас подбадривала: ещё день-два, ещё немного осталось. Ей тогда было 23 года. Молодая, энергии хоть отбавляй, появлялась то впереди, то сзади, то в середине нашей большой колонны с наганом на боку…» – вспоминал позже Николай Анищенков. Оставшись жить в Горьком, он окончил ремесленное училище и устроился в мартеновский цех завода «Красное Сормово» сталеваром. Бригада под его руководством добилась больших успехов, увеличив объём производства стали. Николай Иванович проработал 34 года на заводе у мартеновской печи. Тяжёлый труд сталевара он совмещал с общественной работой.«Он не раз был депутатом Верховного и областного Совета, всегда был большой общественник. Когда ушёл на пенсию, он ещё мастером обучения в ПТУ работал при заводе», – рассказала руководительница школьного музея в Смольках Надежда Сташкина. Николай Иванович всегда говорил, что молодым людям нужно трудиться за себя и за своих предков, которые пали в боях за всех нас. Николай Анищенков первым среди сормовичей удостоился высокого звания Героя Социалистического Труда. В 2023 году именем выдающегося кораблестроителя Николая Анищенкова был назван и спущен на воду новый сухогруз завода «Красное Сормово». Вышли на сцену В театре «Вера» состоялась премьера спектакля «Операция «Дети» (12+). Театральная постановка по мотивам одноимённой книги нижегородского журналиста Натальи Дроздовой рассказывает историю легендарного подвига Матрёны Вольской. На спектакль собралось множество школьников такого же возраста, как и спасённые в 1942 году дети. В фойе театра ребятишки с интересом разглядывали выставку, на которой изображена карта пути, по которому прошли дети, фотографии героев операции и тех, кто сохраняет память об этом великом подвиге. Удивительная история храбрости и самоотверженности Матрёны Вольской и более трёх тысяч детей, пронзительно воплощённая режиссёром Владимиром Червяковым, захватила внимание юных зрителей до самого конца спектакля. Тем более что на сцене смоленских детей играли их ровесники – ребята из театральной студии «Лестница Ч». «Когда я была на сцене, я чуть не расплакалась. Было очень грустно, потому что я и многие ребята переносили эту историю на себя и думали, как бы мы тогда справились и как бы вели себя на месте этих детей?» – делится юная актриса, участница детской студии «Лестница Ч» Настя Кузнецова.В спектакле звучат стихи поэтов военных лет – тех, кто, может быть, мог составить гордость отечественной литературы, но они не вернулись с войны, показываются ужасающие своей бесстрастностью кадры военной хроники. Из зала зрители выходили в слезах – и дети, и взрослые. «Это действительно страшно, – всхлипывала в фойе ровесница участниц того похода. – Я представляла, что бы я чувствовала, если бы на их месте оказалась». Многие юные зрители и актёры признавались, что после этого спектакля Великая Отечественная война перестала восприниматься ими, как параграф из учебника истории и превратилась в реальную жизнь – их родственников, их страны… Среди гостей были и гости из самого Смоленска. «Если опираться на книгу и воспоминания, я считаю, что образ Матрёны Вольской, который создали две актрисы – Варвара Балезина и Наталья Петнёва, очень хорошо получился. Они очень хорошо сыграли. В конце спектакля я не могла сдержать слёз. Спасибо всем, кто придумал этот спектакль и показал на сцене», – поделилась представительница патриотического объединения из Смоленской области Татьяна Перемибеда. После спектакля каждый выходил из театра со своими мыслями. Но все были согласны в одном: нужно помнить о жертве наших предков и быть благодарными за их великий подвиг.Владимир Червяков, режиссёр спектакля «Операция «Дети»:«Театр должен задавать вопросы. И я бы хотел, чтобы молодые зрители задумались: а как бы они себя повели на месте героев этой истории? Каждый внутри себя всё равно отвечает на этот вопрос, поскольку внутри мы честны сами с собой. И если зритель после спектакля задаст себе этот вопрос, это уже хорошо. Для этого и существует театр. Это очень важное погружение – и для зрителей, и для актёров студии. Материала было очень много. И приходилось выбирать – от каких эпизодов отказаться, а какие взять. Ведь нельзя объять необъятное. И дальше нужно было связать всё в одну логическую историю, чтобы это было и правдиво, и имело смысл. И воздействовало на души.Для нас – нашего поколения война 1812 года, даже Первая мировая война, это история. А вот Великая Отечественная война для нас отличается по восприятию. Мы застали тех, кто воевал – дедушек, бабушек, отцов, их рассказы, мы общались с этими людьми. А для современных детей что история Великой Отечественной войны, что история битвы с Наполеоном равнозначны по восприятию. Поэтому надо рассказывать про Великую Отечественную. Конечно, мы их не заставим чувствовать так, как чувствуем мы. Но что-то всё равно должно запасть в их души и стать эмоционально ближе».