Рамблер
Все новости
В миреНовости МосквыПолитикаОбществоПроисшествияНаука и техникаШоу-бизнесВоенные новостиАналитикаИгры
Личные финансы
Женский
Кино
Спорт
Aвто
Развлечения и отдых
Здоровье
Путешествия
Помощь
Полная версия

Победный май

Благодаря их трудам удается установить, где и когда погиб человек. Но, как мы понимаем, все равно судьбы многих воинов, место, обстоятельства, при которых они отдали свою жизнь за родную землю, так и останутся неизвестными.

Мои родители принадлежали к тому поколению, которое видело войну своими глазами. Война прошла по их жизни. Отец сражался с врагами и подорвал здоровье – был ранен, перенес контузию. Мама, хотя на руках у нее в то время был совсем тогда маленький мой старший брат, много и тяжело работала, как и миллионы женщин, матерей, жен, сестер, трудившихся ради общей Победы в тылу.

Я родился вскоре после войны. Мы росли среди людей, которые знали о ней не по книгам и фильмам, а из рассказов участков. Да и невозможно было не знать обо всех тех ужасах, которые пришлось пережить нашему народу! А книги и фильмы, стихи и песни на военную тематику были написаны или сняты позже. Многие фронтовики в разговоре о войне были немногословны, думаю, они щадили родившихся уже в мирное время. Им невообразимо больно было ворошить в памяти потери родных, дорогих сердцу людей, чтобы не вставали перед глазами вновь и вновь смерть, кровь, страдания, леденящий душу страх. Они молились, храмы тогда были все заполнены, а после литургии значительная часть оставалась на панихиду об умерших (погибших), а другая – на молебен, и молилась за выживших, но пришедших с фронта инвалидами.

Но все-таки они что-то рассказывали или обсуждали между собой, а мы, дети, были неподалеку и слышали их разговоры. Окончившаяся та война оставила след во всех сферах человеческой жизни – голодного и скудного быта, нехватки рабочих мужских рук, часто встречающихся на улице инвалидов, переполненных детских домов и прочее. Мой папа умер, когда я еще не успел повзрослеть. Думаю, что, если бы он прожил подольше, а мы, сыновья, попросили его рассказать о пережитом, о боевом опыте, об ужасах войны, он обо многом бы нам поведал. А в детстве мы мало задавали ему вопросов на эту тему и потому знали немногое. Последствия войны забрали у нас отца довольно рано, ему не было и пятидесяти.

Следующее поколение – это уже внуки победителей, они тоже не могли не знать о войне. 9 мая было важным праздником в каждой семье. Дедушки и бабушки рассказывали, какими были эти майские дни в 1945-м. Звучали военные песни. Взрослея, ребенок больше узнавал о старших родных, которые не вернулись с войны, жизнью заплатив за мирное небо для потомков. Хорошей традицией были встречи участников ВОВ, бывших фронтовиков – живыми свидетелями и участниками боев за свободу нашей Родины, со школьниками. Ветеранов окружали уважение и почет, искренний интерес ребят к их рассказам.

Сегодняшние дети – правнуки или уже праправнуки тех, кто вынес тяжесть войны на своих плечах. Великая Отечественная война по времени от них все дальше. И тем важнее, чтобы подрастающие поколения не забывали ни историю страны, в которой родились, ни историю семьи.

Недавно закончился детско-юношеский литературный конкурс имени И. С. Шмелева «Лето Господне». Одной из тем его была Великая Отечественная война. Я читал работы заочного этапа ребят, ставших финалистами, младшей возрастной группы, посвященные этой теме, и радовался, что подростки о ней знают, пишут, и в их семьях сохраняется память о том времени, о героях, сохранивших нашу Родину.

Коннов Никита живет в Санкт-Петербурге. Его рассказ «Молочные реки» посвящен тяжелейшему блокадному периоду в жизни его родного города. Опасность со всех сторон. Люди слабеют. Силы у всех разные, и кто-то еще держится, а кто-то уже на грани смерти от голода и лишений, не говоря уже о погибших. Взрослые много работают. Мама главного героя трудится на молокозаводе. Старый учитель, хотя уже и возраст дает о себе знать, и здоровье подводит, и сил мало, работает с детьми и отдает им свою порцию супа, который ему полагался в школьной столовой. Каждому наливают всего один половник. Суп приготовлен из тех продуктов, которые есть, но это же еда – бесценное сокровище в тех условиях. Скольких людей спасли такие учителя, выбрав жизнь собственных учеников, а не свою! Сколько людей спасла кружка молока, когда она все-таки оказывалась в доме до того, как было уже совсем поздно! Десятилетия прошли с тех пор. Всем нам, взрослым, хочется пощадить детей, поговорить с ними о радостном. Но важно не забывать в беседе и о грустном и тяжелом. И сделать так, чтобы молодежь помнила, через что прошла их родная земля, что пережили их предки. Родным Никиты это удалось.

Блокадному времени посвящен и рассказ Варвары Тебякиной. Что в нем главное? Бесконечные доброта и милосердие, благодаря которым люди выживают, человеческое берет верх. От голода, лишений многие сходили с ума, себя не помнили. Мальчик, замотанный в какие-то лохмотья, с безумными глазами, сине-бледный, напал на девочку и отобрал продуктовые карточки. То, какой это тогда было трагедией, нам, к счастью, почувствовать не дано. Свои карточки на хлеб отдала несчастной девчушке соседка, баба Рая, старенькая и слабая – чтобы выжили другие, чтобы еще день выдержали. В ее комнате девочка увидела Библию и узнала впервые, что это за Книга. И именно от бабушки Раи она услышала важные слова: «Бог всегда поможет». Город выжил во многом благодаря добросердечию и благородству его жителей, вере, состраданию – и Варвара Тебякина поняла это и рассказывает об этом читателям.

Не могу не вспомнить рассказ Колосковой Елизаветы «Заговоренный». Он о ее прадедушке Егоре Федоровиче Донченко, который прошел всю Великую Отечественную войну, много раз рисковал собой, имел боевые награды, но не был ранен ни разу, поэтому сослуживцы и называли его – «заговоренным». Этот рассказ о войне, о солдатах, о настоящей дружбе и взаимовыручке, мечтах о мирной жизни и возвращении на родную землю, к родной природе, к привычному труду. Интересно, что практические хозяйственные знания, полученные от деда, помогли воину решить сложную боевую задачу. Это и стало центральным событием рассказа. Заканчивает свое повествование Елизавета так: «На рассвете батальоны двинулись вперед. Им предстоял путь к Победе. Шел со своей минометной ротой и двадцатидвухлетний заряжающий Егор Федорович Донченко, один из тех, кто завоевал нашей Родине Победный май…».

Ребята из самой младшей возрастной группы, а это возраст 12-13 лет, знают о Великой Отечественной войне, понимают, что цена Победы была велика. И пишут об этом. Осознание, что никто не забыт и ничто не забыто, вызывает в сердце огромную радость и надежду. Убежден, что они расскажут, когда придет время, немало важного своим детям, внукам, что память о той страшной войне будет сохраняться для последующих поколений. Генетическая память всего пережитого нашим народом в годы Великой Отечественной войне приведет нас к новым победам, но уже в наши дни. Мы должны помнить об уроках той войны и учитывать опыт воинов победителей. Молодые участники конкурса восприняли слово о подвиге на фронте и тылу, о главное о Победе, и несут его в будущее. С Днем Победы!