Новые правила Минобрнауки: за что в России будут отчислять студентов
Документ предусматривает меры дисциплинарного взыскания для студентов, если они не соблюдают устав образовательного учреждения, внутренние правила, включая требования к дисциплине и поведению, порядок проживания в общежитиях, другие локальные нормативные акты, касающиеся образовательного процесса. Своим мнением с RuNews24.ru поделился Эксперт Института фундаментальных проблем социо-гуманитарных наук НИЯУ МИФИ Яков Якубович.
В числе санкций за дисциплинарные проступки могут быть замечание, выговор или отчисление из вуза. Каждое нарушение наказывается только одной мерой, выбранной с учетом тяжести совершенного, его причин и условий, а также прошлого поведения студента, его психического и эмоционального состояния. Также будут учитываться мнения студенческих советов, представительных органов и родителей несовершеннолетних студентов.
Перед применением к студенту санкций у него запросят письменное объяснение, которое он может предоставить лично или через электронные средства. При наличии уважительных причин неисполнения обязанностей (например, болезни), студент должен приложить соответствующие доказательства в течение трех учебных дней после получения уведомления.
Принятый на федеральном уровне порядок применения дисциплинарных взысканий к студентам систематизирует подходы к применению мер ответственности к студентам за действия, не связанные с успеваемостью и приобретением компетенций.
«До этого ВУЗ сам принимал решение, что ему делать с "провинившимися" студентами на основании локальных нормативных актов либо по решению органов управления. Теперь этот порядок систематизирован на уровне федерального НПА», — рассказал Яков Якубович.
Нормы, указанные в приказе Минобрнауки, близки по своему смыслу к трудовому законодательству и по сути ему соответствует. Речь идёт и о видах взысканий: замечание, выговор, отчисление (в случае ТК РФ - увольнение), и по процедуре выявления проступка: сроки привлечения к ответственности, взятие письменных объяснений и так далее.
Приведение этой процедуры к единым нормам можно приветствовать, так как ответственность студентов и привлечение к ней становится прозрачным, чётким и снижает риск злоупотреблений как со стороны ВУЗов, так и со стороны студентов, которые могут воспользоваться несовершенством нормативной базы и вступать в длительные споры с университетами с привлечением надзорных органов, что наносит как репутационный ущерб, так и отнимает ресурсы. При этом позволяет студентам безнаказанно продолжать нарушать учебную дисциплину.
Следует также учесть риски, связанные с практикой применения законов.
«С позиции защиты прав студентов присутствуют позитивные моменты. Принцип соразмерности соблюдается: университет обязан принимать во внимание тяжесть проступка, обстоятельства, психофизическое состояние учащегося, а также мнение органов самоуправления студентов», — пояснил Яков Якубович.
Студентам предоставляется право на объяснение своего поведения: они могут предоставить письменные объяснения и доказательства уважительных причин. Уязвимые группы учащихся защищены: студенты с ограниченными возможностями здоровья (например, задержка психического развития или нарушение интеллекта) освобождены от дисциплинарных взысканий. Также сохраняется право обжалования: решение о взыскании можно оспорить в комиссии по урегулированию споров и, при необходимости, в суде.
Однако есть и проблемные аспекты, как, например, отчисление несовершеннолетних студентов: хотя процедура требует учета мнения студенческого совета и органов опеки, остается риск субъективной оценки "отрицательного влияния" на других студентов. Также 6-месячный срок давности создает риск того, что инциденты могут сначала забыться, а затем "всплыть" позже, когда появится такая "необходимость".
Необходимо четко определить критерии проступков: такие понятия, как "нарушение требований дисциплины" или "нарушение нормального функционирования университета", могут быть истолкованы широко и относиться, например, к политической активности или критике администрации. Формулировка "отрицательное влияние на других студентов" остается расплывчатой, что позволяет произвольное толкование. В трудовом праве причины и основания для взысканий описаны более четко.
Мнение студенческих советов нужно учитывать, однако их позиция может не приниматься во внимание, особенно если совет контролируется администрацией.
Позитивным аспектом является повышение дисциплины в учебном процессе и классификация взысканий по аналогии с трудовым правом—замечание, выговор, отчисление—на основе принципа прогрессивности, а также возможность "погашения" взыскания в течение года, что стимулирует исправление.
«В наши дни одной из больших проблем является дисциплина посещаемости занятий студентами. Отрицательным фактором становится легализация и даже некоторая поддержка совмещения очной формы обучения с работой. Это нередко смещает приоритеты в сторону трудовой деятельности, что затрудняет учебный процесс и ставит под угрозу успешное освоение программ, не говоря уже о разного рода внеучебных активностях, которые студенты иногда ошибочно ставят в приоритет», — рассказал эксперт.
Тем не менее, главная миссия университета—подготовка кадров для народного хозяйства, обучение и образование. В свою очередь, различные "выявления талантов" и "самореализация молодежи", встроенные в "воспитательную вертикаль", должны оставаться сопутствующими, а не основными задачами.
Будем надеяться, что приказ сыграет свою роль в усилении ответственности студентов за соблюдение требований университета и повысит дисциплину.