Рамблер
Все новости
В миреНовости МосквыПолитикаОбществоПроисшествияНаука и техникаШоу-бизнесВоенные новостиАналитикаИгры
Личные финансы
Женский
Кино
Спорт
Aвто
Развлечения и отдых
Здоровье
Путешествия
Помощь
Полная версия

Бой за архитектуру: подвиг по сохранению культурного наследия в годы Великой Отечественной войны

В годы Великой Отечественной войны разрушены были не только судьбы людей: война не пощадила ни города, ни памятники архитектуры, ни музеи, ни произведения искусства. Это стало вызовом для тех, кто вставал на защиту не только жизни, но и культурного наследия страны. Реставраторы, архитекторы, строители – их подвиг в военные и послевоенные годы стал символом несгибаемой воли народа, который даже в условиях катастрофы боролся за сохранение своей истории.

Немецкая тактика «выжженной земли»

С первых дней войны стало ясно, что культурное наследие нашего народа находится под угрозой. Уничтожение архитектурных памятников, разграбление музеев – было частью масштабной политики нацистской Германии. Целью фашистов было не просто завоевать СССР, но уничтожить культуру и цивилизацию нашего народа.

Только на территории России, не считая другие советские республики, нацисты разграбили 427 музеев, 1670 православных церквей, 237 католических костелов, 43 тысячи библиотек. Все же, что нельзя было вывезти, разрушалось.

Так, 5 мая 1944 года в газете «Правда» в одной из статей сообщали: «Немецко-фашистские захватчики сожгли и разрушили древний русский город Новгород… Варварски разрушили знаменитый памятник древнерусского и мирового искусства XII века – церковь Спаса Нередицы, расписанную внутри всемирно известными фресками. Гибель памятника является огромной утратой для русской и мировой культуры…»

Вид на одну из улиц освобожденного Ржева, март 1943 г. Wikimedia Commons / Леонид Великжанин, Public domain

В протоколе Чрезвычайной государственной комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков после отступления немцев из Калининской области описана типичная картина, оставленная немецкими войсками после отступления: «Предтеченская церковь и Казанский собор взорваны. В Сычёвке… сожжен музей, в котором погибло свыше пяти тысяч картин, среди которых были полотна Репина, Левитана, Перова, Айвазовского, Коровина и других, скульптуры Антокольского, золотые, серебряные и бронзовые вещи работы мастеров XVII, XVIII, XIX веков… Ржев превращен немецкими оккупантами в груду развалин…»

Впрочем, как говорилось выше, уничтожение городов было систематическим. Немецкая авиация целенаправленно бомбила не только промышленные объекты, но и архитектурные памятники.

Как укрывали памятники архитектуры от бомбежек

С первых дней войны в крупнейших городах велась масштабная работа по маскировке зданий. К примеру, уже 9 июля 1941 года ГКО СССР выпустил постановление «О создании службы маскировки при Московском совете». Возглавил ее архитектор Б.М. Иофан, также ведущую роль в работах в Москве сыграли К. Алабян, Д. Чечулин, С. Чернышев и другие специалисты. В Ленинграде эти работы велись Н. Барановым, Л. Ильиным, В. Каменским, А. Никольским, Б. Рубаненко, И. Фоминым, Л. Рудневым. Не известно сколько бы еще памятников архитектуры мы бы потеряли, если бы не их самоотверженность.

В Москве основные работы по маскировке касались Кремля. Для этого засыпали песком путь от Спасской башни до Боровицкой Это позволило сделать менее узнаваемой треугольную планировку комплекса. Зубцы кремлевских стен частично скрыли за конструкциями из дерева, фанеры и брезента, которые имитировали жилые постройки.

Кроме того, погасили звезды на башнях Кремля и обтянули их маскировочными сетями. С куполов храмов сняли кресты и выкрасили их в серый. Также перекрасили зеленые кремлевские крыши в коричневый. На самой Красной площади, в Тайницком саду и по наружному контуру Александровского сада построили фанерные декорации городских кварталов.

Маскировка Государственного Академического Большого театра СССР, август 1941. Wikimedia Commons / Sergey Strunnikov, Public domain

Замаскировали и еще целый ряд объектов: Большой театр, Манеж, ГУМ, Средние торговые ряды, гостиницу «Москва», здание Госплана СССР (сейчас здание Государственной думы РФ) и др. Стадион «Динамо» превратили в парк, высадив на футбольном поле ели. Построили макет переправы между Большим Москворецким и Большим Каменным мостами.

Но даже эти усилия не всегда спасали. Так, в октябре 1941 года во время авианалета 500-килограмовая бомба попала в Большой театр. Были разрушены часть зрительного зала, фойе, вестибюля. Уже в феврале 1942 года в театре начались реставрационные работы, ремонтируя при этом не только стены. Так, скульпторы С. Кольцов и М. Рукавишников восстановили статуи муз Терпсихоры и Мельпомены, барельеф на фасаде. А уже 26 сентября 1943 года в Большом давали оперу «Иван Сусанин» М.И. Глинки.

Отдельной страницей блокады Ленинграда стала маскировка его памятников. Часть памятников обкладывали рядами мешков с песком и закрывались фанерными щитами, среди памятники Петру I на Сенатской площади, Николаю I на Исаакиевской площади, египетские сфинксы на Университетской набережной. Благодаря такой защите памятник Александру III скульптора Паоло Трубецкого, выдержал прямое попадание в него фугасной бомбы.

Часть памятников закапывали в землю. Именно так сохранили знаменитые скульптуры Летнего сада, вздыбленных коней с Аничкова моста авторства Петра Клодта.

Сложнее было замаскировать здания. Их накрывали маскировочными сетями, шпили соборов красили в серый, делались полотнища с нарисованными ложными архитектурными элементами.

Настоящий подвиг совершили ленинградские альпинисты Леонид Жуковский и Михаил Бобров. В ноябре 1941 года они замаскировали шпиль Петропавловского собора. Для этого им пришлось сперва подняться по лестнице внутри шпиля к наружному выходу, затем до фигуры ангела по открытой лестнице столетней давности. Там закрепили кольцо с тросом, с помощью которого подняли материалы для маскировки шпиля.

Реставрация под артогнем

Но одним из самых удивительных проявлений силы духа нашего народа стало то, что все пять лет Великой Отечественной войны не останавливались плановые реставрационные работы.

К примеру, 8 октября 1941 года 23-й каменный дом в Москве был перенесен по особой технологии в рамках расширения узких улиц и выпрямления криволинейных переулков. Сложно представить, упорство строителей. В эти дни сдан Киев, фашисты блокируют Ленинград, Москву массированно бомбят, люди прячутся в метро, подвалах домов. И одновременно Трест по передвижке и разборке зданий сообщает о переезде дома № 11 по улице Горького вглубь Брюсова переулка на 49,5 м, при этом водопровод, электричество и телефонная связь отключаться не будут.

Передвинутое здание - Дом Гудовичей в Брюсовом переулке. Wikimedia Commons / Angel Miklashevsky, CC BY-SA 4.0

Также реставрационные работы велись в храме Василия Блаженного. Его замаскировали от немецкой авиации, охраняли зенитчики, прожектористы и «ястребки» ПВО, а в это время внутри специалисты открывали первоначальные росписи в переходах.

А в блокадном Ленинграде 64-летний скульптор Я. Троупянский под обстрелами реставрировал барельефы Адмиралтейства, поврежденные ранее вражеским огнем. Работал он на большой высоте, не взирая на голод и погоду.

Восстанавливая разрушенное

После освобождения от немецко-фашистских захватчиков в каждом городе начинались восстановительные работы. При этом строители и архитекторы не ждали окончательной победы, но принимались за дело сразу же.

Например, буквально на второй день после того, как наши войска взяли Чернигов, реставратор П. Барановский с коллегами уже начал исследование памятников зодчества, став свидетелем того как немецкий бомбардировщик прицельно сбросил 1,5 тонную бомбу на храм в честь св. Параскевы Пятницы в уже освобожденном городе. После этого 20 лет своей жизни реставратор посвятил возвращению первозданного вида этому удивительному памятнику архитектуры конца XII-начала XIII веков, одному из старейших храмов Руси.

Храм Святой Параскевы Пятницы (Чернигов) на фото 1941 г. и в современном виде. Фото: Wikimedia Commons / Helmut Linder, CC BY-SA 4.0; Nomad0212, CC BY-SA 4.0

Также сразу началась реставрация памятника Тысячелетию России в Новгороде, усадьбы Л. Толстого в Ясной Поляне, дома-музея Чайковского в Клину, мемориала Бородинского поля…

Реставраторы, архитекторы, строители не только сражались с немецко-фашистскими захватчиками в составе Красной Армии, но вели бой за сохранение памяти и культуры России, самоотверженно защищая их от нацистов.

Фото на превью: Екатерининский дворец в Царском селе - один из памятников архитектуры, восстановленных после разрушения в годы Великой Отечественной войны. Wikimedia Commons / Alex 'Florstein' Fedorov (CC BY-SA 4.0)