В музее МХАТ открылась выставка о жизни театра во время войны
Музей МХАТ расскажет, как театр жил в годы войны: в Зеленом фойе театра 6 мая открылась выставка "Московский Художественный театр. 1941-1945".
Артисты Художественного театра в мемуарах оставили немало свидетельств о событиях, происходивших с ними в годы войны. "Разбирая архивные материалы Художественного театра времен Великой Отечественной войны, очень остро чувствуешь истинное предназначение театра как такового, - рассказывает директор Музея МХАТ Павел Ващилин. - Задача театра не только в том, чтобы развлекать публику в мирное время, а именно в тяжелые времена помогать людям: воодушевлять, вдохновлять на победу, вселяя в сердца веру и надежду на светлое будущее! И не только творчеством, но и человеческим поступком!"
На самое начало войны пришлись гастроли МХАТа в Минске. Тогда привезли четыре спектакля, в том числе "Дни Турбиных". Открыли гастроли 21 июня "Тартюфом" Мольера. Но "Дни Турбиных" Булгакова сыграть не успели, хотя пьеса как нельзя лучше подходила к моменту.
Минск бомбили практически с первого дня войны. В то, что все это всерьез, верили только мхатовские артисты. Они по первой тревоге спускались в подвалы. Понедельник, 23 июня, начался спокойно: открылись магазины, люди вышли на работу... В Окружном театре Красной армии мхатовцы успели сыграть "Школу злословия".
Но уже 24 июня центр города превратился в руины. Бомбежки не стихали с 9 утра до 9 вечера. В театр, где хранились декорации спектаклей МХАТа, попала бомба. Не все декорации удалось восстановить. Весь реквизит "Дней Турбиных" был уничтожен безвозвратно. Было понятно, что нужно покидать город. Все хотели вернуться в Москву, но оттуда пришла странная телеграмма: "Продолжать гастроли". И тогда легендарный директор театра Иван Михайлович Москвин взял ответственность за происходящее на себя. О том, как Москвин практически пешком вывел труппу и работников Художественного театра из Минска, складывались легенды, а в театре его любовно прозвали "маршалом".
Театру дали грузовик. Личные вещи пришлось оставить, чтобы передвигаться налегке. Часть пути шли пешком, часть ехали на грузовике - машина подвозила километров десять, а потом возвращалась за другой партией людей. Москвину очень помогал Федор Михальский - легендарный администратор МХАТа, который не терял спокойствия и чувства юмора.
О том, как все-таки оказались в Москве, можно узнать на выставке Музея МХАТ, которая будет открыта до 22 июня.