С какими песнями советские солдаты брали Берлин
В первые дни войны, когда было еще так далеко до Победы, было создано 600 патриотических песен. Не все они увидели свет и остались в нашей памяти, но cреди них была "Священная война", которая подняла на бой всю страну и стала главной песней Великой Отечественной...
К 80-летию Победы в свет вышли несколько новых томов историко-документальной серии "Наркомы Великой Победы". Как же мало мы знаем о тех, кто стоял у руководства нашей страны во время войны, думаешь, листая книгу о том, например, как работал Всесоюзный комитет по делам искусств при СНК СССР. Его возглавлял молодой филолог Михаил Борисович Храпченко. 22 июня 1941 года он собрал совещание комитета и пригласил туда поэтов и композиторов. И легендарная "Священная война" Александрова и Лебедева-Кумача впервые прозвучала на пятый день войны - 26 июня. Ее исполнил Краснознаменный ансамбль песни и пляски на перроне Белорусского вокзала. Когда запись песни принимал художественный совет, ректор Московской консерватории профессор Александр Гольденвейзер и все присутствующие, включая самого композитора, плакали. С 15 октября 1941 года, когда шли бои за Москву, до конца войны "Священная война" каждое утро звучала по радио.
А вот другая история, тоже связанная с именем Храпченко. Даже самые пронзительные и всем народом любимые песни иногда попадали под цензурный запрет. Так случилось с песней "Землянка". Поэт Алексей Сурков вспоминал, что военная цензура запретила его стихи за строчку "...до тебя мне дойти не легко, а до смерти четыре шага...". "Синие чулки" начали вокруг этих строк целое дело, - позже писал поэт. - Они рассуждали так: очень близко до смерти - четыре шага; человек, который прочитает эти строки, перестанет быть упругим сердцем и волей, окажется плохим солдатом". Сурков написал доклад о военной цензуре, но опубликован об был только много лет спустя в специальной выпуске журнала "Литературное наследство", в редакторский состав которого входил и Михаил Храпченко.
Легендарная "Священная война" впервые прозвучала на пятый день войны
Новая серия "Наркомы Великой Победы" будет состоять из нескольких десятков томов, включать рассекреченные архивные документы, воспоминания членов семей и коллег наркомов военного времени. Кроме руководителей наркоматов, речь пойдет и о других значимых для жизни страны ведомствах и организациях, Госбанке, ЦК ВЛКСМ.
Уже вышел том о Русской православной церкви в годы войны. На его страницах рассказывается, в частности, о духовной миссии священников осажденного немецко-фашистскими войсками Ленинграда. За время блокады в городе скончался каждый третий священнослужитель, однако ленинградские храмы не прекращали работать даже в самую тяжелую зиму 1941-1942 годов.
Над созданием многотомника "Наркомов Великой Победы" работают профессиональные исследователи-историки, публикацией книг занимается издательство "Историческая литература", а объединенную редакционную коллегию издания возглавляет председатель РИО Сергей Нарышкин. Организационно каждый том курируют ведомства-преемники соответствующих наркоматов.
Прямая речь
"Во время Великой Отечественной войны работники народных комиссариатов, как и весь советский народ, объединились ради защиты своей Родины, сплоченно работали, приближая разгром врага. В наиболее тяжелый, начальный период войны их усилиями удалось не допустить хаоса и коллапса государства, а затем - поступательно наращивать ресурсы, дав Красной армии возможность перейти в контрнаступление, освободить территорию СССР, а затем и государства Европы. Долгое время обществу было мало известно об этих страницах истории, но сейчас, благодаря рассекреченным архивным документам, мы можем это исправить и представить в одном издании общую картину всех управленческих усилий по достижению Победы", - рассказал "РГ" председатель правления РИО Руслан Гагкуев.