Тушили огонь голыми руками

К 80-летию Великой Победы «Вечерняя Москва» рассказывает истории ветеранов, подаривших нам мирное небо над головой. В период Великой Отечественной войны Раиса Григорьевна Акинфиева работала в госпитале, а после служила в Главном управлении пожарной охраны.

Тушили огонь голыми руками
© Вечерняя Москва

Раиса Григорьевна родилась 2 сентября 1928 года в Москве. Война застала девочку в Севастополе, когда она поехала отдыхать к родственникам. На тот момент Раисе было всего 12 лет.

— Естественно, оперативно стала собираться домой и вовремя успела вернуться в столицу, тогда фашисты еще не успели захватить Крым, — вспоминает Раиса Григорьевна.

Но при этом уже в Москве ее отца призвали на фронт, и это была последняя встреча девочки с папой — он погиб в 1943 году подо Ржевом. Маму с Раей хотели эвакуировать, посадили в поезд и возили вокруг Москвы около двух суток. Однако отъехать от столицы далеко не удалось — выезд на восток был перекрыт, поэтому семье пришлось вернуться в Москву.

Тогда Раиса Григорьевна жила на улице Чайковского — ныне это Новинский бульвар. Мама Раисы рыла окопы на оборонительных сооружениях.

— А потом она пошла работать на военный завод и большую часть времени проводила там, — рассказывает «ВМ» Раиса Григорьевна. — А в моей школе № 637, расположенной также на улице Чайковского, был госпиталь.

В нем Рая помогала санитаркам. Она так же, как и мама, работала почти круглосуточно. У девочки не было специального образования, и ей приходилось выполнять подсобную работу: писала письма раненым бойцам, читала им газеты и письма, приходившие из дома, мыла полы.

— В то время был дефицит бинтов, поэтому использованные не выбрасывались. Мы их стирали, сушили и потом использовали вновь, — делится Акинфиева.

Во время одной из бомбежек была разрушена половина углового дома, расположенного на проспекте Калинина (ныне — Новый Арбат).

— Мы с одноклассниками бросились туда, чтобы собирать раскаленные осколки, бросали их в ведра с песком, тушили, чтобы не распространился пожар… — вспоминает Раиса Григорьевна.

Во время войны таким образом «ловили» осколки на крышах домов и другие москвичи. Трудно было всем: как на фронте, так и в тылу, но у каждого было одно желание — побыстрее разгромить врага и приблизить победу. Поэтому на трудности не жаловались, знали — так нужно.

— Главное, что наш народ выстоял и победил. Я помню, как во время Парада в 1945 году было воодушевление у всех москвичей. Накануне никто не спал, а утром на улице все поздравляли друг друга, даже незнакомых людей, обнимались. Было всеобщее ликование, — улыбается Раиса Григорьевна.

Акинфиева помнит, как по Садовому кольцу вели пленных немцев.

— Мы с друзьями собрались на чердак дома и смотрели на проходящие колонны. Все люди стояли и молчали. Была гробовая тишина, не было никаких проклятий и ругани от народа, и это поражало, — признается женщина.

После войны Раиса Григорьевна Акинфиева трудилась в Управлении пожарной охраны ГУВД Мосгорисполкома (ныне это Главное управление МЧС России), где прослужила более 40 лет и ушла в отставку в звании старшего сержанта.