Реформа муниципалитетов в Красноярском крае: как изменится жизнь граждан

Большие перемены Красноярский край ждет масштабная муниципальная реформа. Часть округов будет образована в границах существующих районов и районных центров без изменений, а часть включит в свой состав два или даже три существующих сегодня района – произойдет укрупнение. В результате количество муниципальных образований сократится кратно. Изменится и система управления, и в первую очередь это коснется муниципальных депутатов. Глав муниципалитетов теперь тоже будут избирать по новым правилам. Кандидатуры местным советам будет предлагать губернатор Красноярского края, которому в свою очередь предлагать претендентов смогут следующие структуры: политические партии, представленные в Государственной думе, Законодательном собрании края, Совет муниципальных образований края, Всероссийская ассоциация развития местного самоуправления, Общественная палата края, правительство края, администрация губернатора края, Союз ветеранов специальной военной операции. Потребность в таких изменениях авторы объясняют необходимостью приведения местных правил в соответствие с принятым 20 марта нынешнего года Федеральным законом № 33-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти», а также необходимостью повышения качества качество муниципального управления в регионе. Многое останется по-прежнему Региональные власти настаивают, что перемены не затронут интересы жителей. Руководитель администрации губернатора Сергей Пономаренко, защищая проект в заксобрании, специально сделал акцент на том, что ничего не изменится ни в вопросах обслуживания населения, ни в доступности социальных объектов. «Стоит отметить, что в ходе преобразований доступность для населения муниципальных услуг останется прежней. В административных центрах поселений федеральный закон предписывает нам сформировать территориальные органы местных администраций, и важно, что сеть учреждений здравоохранения, образования, культуры сохраняется. Как и различные льготы и меры поддержки, которые сегодня получают жители края в сельских территориях», – отметил на сессии Сергей Пономаренко. О защите интересов сельчан в рамках этой реформе заявил и губернатор Михаил Котюков в рамках прямой линии, состоявшейся 29 апреля. «Закон касается только организации местного самоуправления. Меры социальной поддержки останутся прежними – все льготы, гарантии, доплаты к заработной плате сохранятся. Потому что поселения, которые войдут в городской округ, не поменяют свой статус», – настаивает глава региона. Соблюдать осторожность Законодательное собрание Красноярского края 24 апреля в первом чтении поддержало этот пакет законов. Однако решение не было единогласным. Депутаты от КПРФ, например, критиковали инициативы, которые, по их мнению, приведут к потере самостоятельности муниципалитетов и принятию законов без широкого обсуждения. Впрочем, осторожность соблюдают и парламентарии, поддержавшие изменения. Председатель законодательного собрания Алексей Додатко в рамках брифинга на той же сессии заявил, что здесь не будут торопиться с принятием пакета во втором окончательном чтении. «Есть ряд вопросов, которые волнуют людей. Понятно, что в первую очередь это – сохранится ли школа, больница, клуб и так далее. Эта административная реформа связана не с какими-то преобразованиями в системе социальных учреждений, а с организацией муниципальной власти. Ключевой вектор, которому мы будем следовать, разрабатывая документ ко второму чтению, – это сохранение той доступности муниципальных услуг, которая есть сегодня», – отметил спикер. Мнения экспертов Наблюдатели относятся к начавшейся административной реформе по-разному. Например, политолог Василий Дамов в беседе с «ФедералПресс» напомнил, что федеральное законодательство позволяет сохранить двухуровневую систему местного самоуправления и что ряд регионов рассчитывает воспользоваться такой возможностью. «Скорее всего, главная причина в том, чтобы упростить себе жизнь: условно контролировать 20 районов и их глав проще, чем 40», – предполагает он. Политолог Сергей Комарицын в беседе с «ФедералПресс» напомнил, что идеи объединения территорий имеют в крае давнюю историю. «Например, о создании Красноярской агломерации говорили еще во времена Хлопонина (Александр Хлопонин занимал должность губернатора Красноярского края в 2002–2010 годах. – Прим. ред). Жители поселков, которые присоединят к столице края, только выиграют. Наверное, правильно и объединение территорий вокруг Минусинска», – предполагает специалист. Комарицын обратил внимание, что Красноярский край на фоне других регионов отличается высокими темпами перемен. Например, в соседней Омской области под те же реформы закладывается продолжительный переходный период. Политолог Андрей Копытов назвал предстоящую реформу беспрецедентной по масштабам для региона. «Такой процесс идет по-своему в разных субъектах Федерации, но Красноярский край отличается не только большими территориями, но и тем, что здесь городов (В Красноярском крае сегодня 23 города. – Прим. ред.), других муниципальных образований немало. Поэтому задача стоит серьезная, тем более что никто таких масштабных преобразований здесь ранее не делал. Успех будет зависеть от того, насколько региональные власти сумели проработать вопрос с лидерами общественного мнения и депутатами, чтобы донести до людей объяснения, почему реформа необходима», – рассуждает он. Эксперт добавил, что успех реформы во многом будет зависеть от того, насколько комфортно преобразования пройдут на бытовом уровне. Например, нужно ли будет людям менять прописку, заново прикрепляться к поликлиникам, менять документы по ОСАГО и т. д. и будут ли они заранее понимать весь алгоритм, что им необходимо сделать. Фото: ФедералПресс / Станислав Казаченко Инфографика: ФедералПресс / Станислав Казаченко

Реформа муниципалитетов в Красноярском крае: как изменится жизнь граждан
© РИА "ФедералПресс"