На нет и суда нет, или новая экспозиция Кустодиева

В Третьяковке открылась выставка, посвященная Борису Кустодиеву (1878 – 1927). Не очень понятно, почему сейчас. Впереди стопятидесятилетие художника. Но до него еще три года. Наверное, Кустодиев — беспроигрышный вариант. Реалистичный, ясный, внятный, много света, воздуха, цвета. Красиво. За последние лет десять я как минимум на третьей кустодиевской выставке побывал. Была в 2018 году в Новом Иерусалиме. Была в 2019-м в музее-квартире Бродского (не поэта, а художника!) в Питере. Публики — не протолкнуться. Билеты лучше покупать заранее онлайн. Выставлено практически все известное. Много (для меня) нового, из самых разных музеев. Целый зал отдан графике. Еще один — театру, декорациям и костюмам. Почему-то нет знаменитого "Большевика". (Хотя казалось бы: он из Третьяковки!) Видимо, чтобы не будоражить. По той же (возможно) причине отсутствует "Матрос и милая". Практически нет "Руси" с уходящими типами исчезающей Атлантиды. Сотрудничество с Замятиным ограничено "Левшой". Но тем не менее. Многое для себя нового открываешь. Например, как любовно и с каким искусство выписывает художник жанр и портрет — фоном, на "подпевках" к основному изображению. Фрагменты масленицы, портрета Шаляпина и других праздников можно рассматривать детально, долго, переходя от чиновника к гимназисту, от купца к извозчику. Метод Брейгеля и Босха — но с другим знаком: оптимистичным. Ярко, весело, живо, непринужденно, красиво. Смотреть не пересмотреть. Можно снова сходить, когда ажиотаж спадет.

На нет и суда нет, или новая экспозиция Кустодиева
© Ревизор.ru