Максим: Чемпиона должно быть видно издалека

Максим: Чемпиона должно быть видно издалека
© Российская Газета

Максим Хлебов - потомственный шахтер и многодетный отец. Воспитывает трех дочерей. Младшая первые полтора года жизни не знала отца. Все это время герой сражался на фронте, куда его привел долг. На СВО Максим был ранен. Последствия полученной травмы до сих пор дают о себе знать. Ветеран СВО сильно хромает, но это не мешает ему жить активно - много тренироваться в составе сборной по волейболу сидя и брать призовые места на всероссийских чемпионатах. По его словам, поддержка семьи и спорт вернули ему вкус к жизни. Сегодня Максим учится на преподавателя физической культуры для людей с ограниченными возможностями, чтобы в будущем помогать таким же, как он, бойцам.

Долг позвал

Максим Хлебов родился на Кузбассе в семье потомственных шахтеров. Больше десяти лет трудился под землей. В 2008 году переехал в Москву, женился, устроился в службу безопасности государственной строительной компании и получил новую профессию - специалиста по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций.

Герой СВО - многодетный отец. Когда ему позвонили из военкомата и предложили вступить в ряды Российской армии, у Максима уже подрастали две дочери. Семья ожидала появления на свет младшей.

"В октябре у меня должен был родиться ребенок, но, как говорится, долг позвал. Помню, как узнал о том, что националисты творят с нашими ребятами на СВО, и не вытерпел. Все закипело внутри. В июле 2022 года после работы поехал в Савеловский военкомат города Москвы и записался добровольцем. Супругу поставил перед фактом, сказал, что подписал контракт. Она ответила: "Надо, значит, надо. Это твое решение"", - вспоминает Максим.

Ребенок родился раньше срока, поэтому Максим успел увидеть младшую дочь перед отъездом на фронт. Герой вспоминает, как взял ее на руки на несколько минут, и уехал. Снова встретиться им удалось только через полтора года.

Метр жизни

Герой СВО прошел тактическую подготовку под Нижнем Новгородом и был распределен в медицинский полк водителем "Урала".

"Командир инженерно-саперной роты спросил меня: "Водить умеешь?" Я толком не сидел за рулем грузового автомобиля, разве что в молодости, но ляпнул, что умею. Было страшно, что не справлюсь, но супруга меня поддержала: "Там светофоров нет, быстро научишься". И я научился, привык к габаритам, оказалось, что разница с управлением легковой машиной незначительная - больше скорость, меньше кочек, вот и все", - говорит Максим.

Ветеран СВО признается, что поначалу на фронте было непросто - прилеты вызвали панические атаки: в жизни все оказалось совсем не так, как в фильмах про войну. Страх - естественная реакция на опасность, его испытывают все, поэтому товарищи с пониманием относились к его чувствам.

"Во время прилетов деревья срезает, как косой. Когда я заступил на второе дежурство, меня охватил панический страх. Чтобы справиться со стрессом, уехал в тыл, пробыл там одни сутки, а потом взял себя в руки, понял, что не хочу отсиживаться, и вернулся к ребятам. Со временем привык, перестал обращать внимание на взрывы, более того, начал различать по звуку, из чего стреляют, кто - наши или противник. Это стало работой. Бывало, готовим еду перед дежурством. Свисты, взрывы, все на землю падают, а мне все равно. Ребята смеялись: "Шахтер привык, ему по барабану"", - говорит герой.

Он вспоминает, что в молодости, когда работал шахтером, поначалу тоже испытывал страх. Не сразу привык к тому, что со всех сторон обваливается порода, слышится грохот. Но постепенно привык и смог работать, не замечая этого. То же и на фронте - несмотря на весь ужас происходящего вокруг, в какой-то момент к этому привыкаешь.

На фронте Максим был ранен, признается, что его спасла машина. Когда "КАМАЗ" наезжает на мину, у бойца нет шансов. Колеса этого автомобиля расположены прямо под кабиной. У водителя "Урала" есть возможность выпрыгнуть на ходу - на фронте говорят, что у того, кто управляет такой техникой, есть "метр жизни". Максим успел покинуть машину, но при падении сломал шейку бедра.

"До медроты меня довез товарищ - я не мог сам выжимать сцепление, поэтому ему пришлось впервые в жизни сесть за руль. Меня эвакуировали в Донецк, а оттуда - в Ростов. В полевом госпитале сделали КТ и МРТ и поздравили с "бабушкиным переломом", сказали, что я не смогу ходить еще минимум полгода, столько уйдет на восстановление", - говорит герой.

Несмотря на то, что герой с трудом ходил с помощью костылей, он отправился искать свой полк. В Луганске бойца направили на военно-врачебную комиссию. К тому времени он уже не мог передвигаться - неправильно сросшийся перелом привел к асептическому некрозу, кость начала гнить. Максима направили на замену тазобедренного сустава. После операции он подал рапорт на увольнение и был исключен из части.

Путевка в большой спорт

В ноябре 2023 года герой вернулся домой. Дочери и жена были счастливы, а Максим понял, как важна для него каждая минута, проведенная с ними.

"Я начал особенно ценить то, что имею - свою семью. Знаю, что они меня ждут: не успеешь зайти домой, как дети бегут: "Папа приехал!" По вечерам забираю их из школы и садика. Мелкая от меня не отходит. Она почти два года не видела отца", - делится герой.

Максим признается, что, несмотря на заботу и поддержку близких, первое время ему было тяжело адаптироваться к мирной жизни - пугали громкие звуки. Он боялся наступать на газоны - на фронте с дороги лучше не сходить, везде могут быть мины. Боялся обычных - гражданских - самолетов в небе.

"Когда я вернулся, долго вздрагивал от громких звуков - новогодних фейерверков, хлопков. Вроде ты уже дома, а кажется, что это прилет", - делится герой.

Максим считает, что ему повезло вернуться с фронта живым, однако последствия ранения дают о себе знать: герой до сих пор хромает, а от долгой ходьбы начинаются сильные боли. За помощью в оформлении инвалидности ветеран СВО обратился в фонд "Защитники Отечества". Благодаря его сотрудникам Максим быстро прошел врачебную комиссию и получил документы. Ему также предложили пройти реабилитацию в центре "Ясенки" в Подольском районе.

"Травматологи и реабилитологи этого центра помогли многим нашим ребятам, вернувшимся с СВО. Я сам видел, как парни приезжают на колясках, а уходят на своих двоих, пусть и с костылями", - рассказывает герой.

В "Ясенках" Максим познакомился с ректором Подольского социально-спортивного института, который приезжал навестить бойцов. Тогда герой задумался, не пришло ли время вновь сесть за парту, и принял решение поступать в вуз. Сейчас он учится на преподавателя физической культуры для людей с ограниченными возможностями и сам активно занимается спортом. Найти себе занятие по душе ему помогли в фонде "Защитники Отечества".

"Одно из направлений работы фонда - вовлечение наших бойцов в паралимпийский спорт. Все начинается с общения, с разговора - спрашиваем у ребят, чем они увлекаются сейчас, какими видами спорта занимались раньше. Максим высокого роста, поэтому мы предложили ему войти в состав команды по волейболу сидя, которая как раз формировалась. Это адаптивный, очень подвижный и мобильный вид спорта. Для него нужна хорошая реакция. Кроме того, это командная игра", - говорит заместитель руководителя филиала фонда "Защитники Отечества" в Московской области по общественным проектам Борис Соколов.

Благодаря фонду Максим попал в сборную Московской области по волейболу сидя, начал активно тренироваться, ездить на сборы, соревнования и чемпионаты.

"Когда я вернулся домой с первой тренировки, супруга сказала, что у меня глаза горят. Я ответил ей, что хочу заниматься этим спортом", - вспоминает герой СВО.

Максим признается, что спорт стал его отдушиной - тренировки отвлекали от тяжелых мыслей и позволяли на время забыть о том, что он инвалид. Герой занимался волейболом в школе, но возвращаться к этому поначалу было непросто: пришлось привыкать к размеру поля и высоте сетки, некоторым различиям в правилах. Кроме того, было сложно двигаться. Однако он много и упорно тренировался, и результаты не заставили себя ждать. На "Кубке Защитников Отечества" в Калуге его команда заняла первое место по волейболу сидя, а затем показала отличные результаты на Всероссийском "Кубке Защитников Отечества", который проходил в середине ноября на федеральной территории "Сириус".

"Наша команда по волейболу сидя из участников СВО вошла в состав сборной России. На чемпионате России мы взяли четвертое место - это отличный результат. На сегодняшний день у нас очень хорошо развиты такие виды спорта, как волейбол, стрельба из лука, стрельба из винтовки, пауэрлифтинг, армрестлинг, настольный теннис, метание ножей, плавание, слэдж-хоккей. Мы приглашаем всех ветеранов СВО в фонд "Защитники Отечества", готовы предложить им виды спорта по душе и оптимальные условия для занятий", - отмечает Борис Соколов.

По мнению Максима, спорт помогает людям с ограниченными возможностями - тренировки и соревнования лечат психологические травмы, позволяют заводить новые знакомства и посмотреть свою страну. Так, герой благодаря спорту занялся общественной работой. Тренер его сборной Николай Зеликов является председателем Московской областной организации Всероссийского общества инвалидов, и сегодня герой работает специалистом в ВОИ, часто приезжает в отделение, помогает чем может.

Ветеран СВО признается, что сейчас для него главное - окончить институт, а затем найти работу. По словам героя, он разместил резюме на сайте по поиску работы, откликается на вакансии, ходит на собеседования, однако работодатели отказывают, когда узнают о его инвалидности. Но Максим не отчаивается. В планах - преподавать физическую культуру для людей с ограниченными возможностями. Герой надеется, что с помощью фонда "Защитники Отечества" ему удастся воплотить эту мечту в жизнь и помочь многим ребятам, которые получили ранения на фронте, адаптироваться к мирной жизни с помощью спорта.

"После реанимации многие бойцы поднимают одеяло, видят, что у них нет ног, и начинают "уходить в минус". Появляются деструктивные мысли о том, что они больше никому не нужны. Это не так. Фонд помогает нашим ребятам, в том числе с протезированием. Кстати, на современных бионических протезах даже бегать можно, причем быстрее, чем на своих двоих. Не нужно заливать горе, важно пробовать и верить, что не все потеряно", - считает Максим.